Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

С ПОЛКИ АРХИВАРИУСА

 

А. Ильин

Второе рождение вертолета


      Мало кто знает, но простая с виду лопасть современного вертолета всего за один оборот совершает три независимых движения. Управляет этим сложный и трудоемкий в изготовлении механизм. Потому, возможно, лишь немногие страны способны выпускать эти машины, а удачные вертолеты любительского изготовления почти не встречаются. Срок службы винта до полной замены вертолета исчисляется сотнями часов, но, несмотря на это, чаще всего причиной аварии вертолета становится его неисправность. Были попытки создать вертолет с простым винтом самолетного типа. Однако такие машины, как правило, переворачивались от малейшего ветерка. Лишь один человек умел делать их абсолютно устойчивыми, способными подчиняться воле пилота. Это был наш соотечественник профессор Петроградского университета Георгий Александрович Ботезат. В 1918 году он покинул Россию и уехал в США. В приводимом ниже отрывке из статьи, помещенной в журнале Mechanix Illustrated за сентябрь 1943 года, другой русский эмигрант, летчик-испытатель Б.В.Сергиевский, кратко описывает историю некоторых работ профессора Ботезата.

     Узнавая новый вертолет
     "Недавно вертолет совершенно нового типа поднялся вертикально вверх с аэродрома им. Рузвельта и облетел его окрестности. Это был ДБ-5, последний летательный аппарат, созданный крупным теоретиком авиации, доктором Сорбонны и профессором Петроградского университета, уроженцем России Георгием Александровичем Ботезатом. Этот человек еще в 1922 году построил первый вертолет ДБ-1 для армии США.
     Работа над последней машиной велась изобретателем и горсткой преданных ему людей в обстановке глубокой секретности. К этому обязывал опыт 20-х годов. Дело в том, что тогда кто-то постоянно мешал работе профессора. Даже когда полковник армии США Т.Г.Бэйни готовился поднять вертолет в первый полет, в картер двигателя был подсыпан песок, что могло стоить жизни пилоту. Было еще покушение и на жизнь самого Ботезата. По почте ему прислали крохотную особо ядовитую змею в красивой коробке.
     Но это не остановило профессора. Заменив новый 220-сильный двигатель на изношенный мотор от старого самолета мощностью всего 180 лошадиных сил, изобретатель послал этот вертолет в полет с тремя пассажирами на борту. Впоследствии этот аппарат летал даже с пятью человеками на борту. Всего было совершено более ста полетов. И все это без предварительных экспериментов, только лишь на основе глубокого и очень сложного математического расчета!
     Успехи вертолетов Ботезата в значительной мере были обязаны особым плоскорадиальным винтам, как называл их автор. Их эффективность поражала воображение. Взятый от готового аппарата несущий винт диаметром 8,8 м вращали мотором мощностью 600 Вт, и он развивал подъемную силу 45 кг, а с двигателем мощностью 60 л.с. давал тягу 670 кг! Эти винты были порождением изощренного математического ума Георгия Ботезата. Даже винт аппарата ДБ-5, недавно летавшего над аэродромом им.Рузвельта, родился не на чертежном столе, а из колонки цифр, полученной в результате расчета. Когда изобретатель увидел уже готовые лопасти, то был приятно удивлен. Какие же красивые они оказались! — воскликнул он.
     Было удивительно, с какой легкостью этот аппарат оторвался от земли в первом же полете. Знатоков удивляло и то, как медленно, в два раза медленнее, чем у других вертолетов, вращались его винты. ДБ-5 соединял в себе много необычных, остроумных решений. Бросался в глаза двухцилиндровый двигатель, размещенный между парой жестких винтов самолетного типа. Установка винтомоторного узла над кабиной снижала в ней шум до минимума (рис. 1).
     А до чего остроумна такая деталь, как откидывающаяся вниз и служащая ступенькой дверца кабины (рис. 2)!

Рис. 1   Рис. 2
Рис. 1   Рис. 2.
Георгий Ботезат у своего аппарата.
Увидеть его в полете он не успел...

     Управлять вертолетом было, пожалуй, проще, чем автомобилем. Куда качнешь рычаг управления, туда аппарат и летит. При брошенном управлении аппарат продолжает полет в направлении, которое ему ранее задал пилот....
     К сожалению, в 1940 году Г.А.Ботезат умер, так и не увидев свой последний аппарат в полете. Испытывал его в полете один из ближайших друзей изобретателя Владимир фон Кушенталь. Он же снял кинофильм о полетах этого вертолета. На одном из его кадров видно ликующее лицо инженера Дмитрия Ольшевского.
     Ботезат и его команда собирались построить многовинтовой воздушный автобус на 50 мест, собирались выпустить недорогой личный вертолет. Соосный вертолет Ботезата мог стать конкурентом самолета во всех отношениях. Он может превзойти самолет по своей простоте и экономичности....

     Когда Б.Сергиевский писал эту статью, вертолет И.Сикорского, всемирно известного конструктора, конкурента Ботезата, уже готовили к серийному производству. Но некоторые из идей профессора воскресают из небытия. Судите сами. Знаменитый Игорь Сикорский свой последний скоростной вертолет S-69 снабдил жестким винтом (рис. 3). А современный противотанковый "Белл-409" (рис. 4), уходя от обстрела, мгновенно, совсем по-ботезатовски наклоняет ротор своего винта. Может, время вертолетов Г.Ботезата возвращается?

Рис. 3   Рис. 4
Рис. 3   Рис. 4


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz