Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

КОГДА ПРАДЕДУШКИ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ

В. Богатырёв

Над рекою поперек великан врастяжку лег


 

     Вьется-вьется по лесу узкая тропка и вдруг приводит нас к ручью. Продолжается она уже на другом его берегу, а чтобы попасть туда, не замочив ног, кто-то заботливо положил поперек русла пару бревен. И невдомек нам, что вовсе это не просто стволы, а прообраз инженерного сооружения, называемого мостом.
     И наверно, так и выглядел первый в истории мост - просто настил из бревен над неширокой рекой или оврагом. Кто, когда и где первым построил его, конечно, не узнать. Но с этого незатейливого сооружения и начинается увлекательная летопись конструкторских поисков и находок, дерзких свершений, да и просто любопытных фактов. Потому как мосты не только самые древние, но и самые романтичные создания человека.
     Знаете ли вы, например, что в средние века существовало монашеское Мостовое братство, организованное наподобие рыцарских орденов - с гроссмейстером, рыцарями, монахами и служащей братией? Члены его считали своей главной целью возведение мостов, собирали для этого средства, разрабатывали проекты и сами же воплощали их в жизнь. К важнейшим творениям братства относятся сооруженные в XII - XIII веках мосты через Рону у Авиньона и Лиона в Южной Франции, а также знаменитый Лондонский мост.
     А известно ли вам, что до сих пор люди пользуются каменным мостом через реку Тахо в Испании, возведенным строителями Древнего Рима в 98 - 106 годах. Длина его около 200 метров, а высота над рекой 105...
     Римляне исстари считаются искусными и прилежными мостостроителями. Они соорудили множество каменных мостов и виадуков, отличающихся прочностью и долговечностью (поясним, что мосты соединяют берега реки, а виадуки перекинуты через овраги и пропасти). Однако древнеримские инженеры опирались уже на опыт предшественников. И немалый...
     Если вспомнить самый первый мост - ствол дерева, переброшенный с берега на берег, то сразу становится очевидным: такое сооружение подходит лишь для узкой речушки. А как быть, если даже самое длинное дерево ее не перекроет? Первое инженерное решение, какое нашел человек - перекинуть с берега на берег прочные веревки, а на них положить деревянный или сплетенный из веток настил. Такие подвесные мосты, изобретенные в незапамятные времена, используются и по сей день: по ним переправляются через горные речки, бегущие по глубоким ущельям.
     Додумался человек и до другой хитрости: забивать в дно реки сваи, служащие промежуточными опорами. Само собой, поначалу такие свайные мосты строились из дерева. Но материал этот не слишком прочный. Поэтому со временем заменили его камнем. Сначала каменными стали устои, настил же оставался деревянным. Так выглядел по описаниям историков мост через Евфрат в Вавилоне, построенный при царе Навуходоносоре. А позже из камня начали строить и мостовые пролеты. Тут особенно преуспели древнеримские мостостроители.
     И они же сделали одно очень важное открытие: пришли к выводу, что для большей прочности пролеты моста должны быть не прямыми, а сводчатыми. Такая форма позволяет более равномерно распределять нагрузки. Приглядитесь повнимательнее к современным мостам - в большинстве конструкций обязательно присутствуют сводчатые элементы. Причем не обязательно под пролетами, а иной раз и над ними, как, например, на железнодорожных мостах.
     С падением Римской империи многие мосты, сооруженные в ее эпоху, были разрушены, считанные единицы дошли до наших дней. Но сохранились описания современников или рисунки в древних манускриптах, позволяющие судить, какие грандиозные это были сооружения. Мост через Дунай, например, построенный в 104 - 105 годах во время войны императора Траяна с даками, покоился на двадцати могучих каменных опорах высотой чуть ли не в пятьдесят метров, а длина его была больше километра...

 

Еще древнеримские инженеры сделали важное открытие: для большей прочности пролеты мостов и виадуков должны быть не прямыми, а сводчатыми. С тех пор в большинстве конструкций присутствуют сводчатые элементы, причем не обязательно под пролетами, а иной раз и над ними.

 

     В средние века, с развитием городов и торговли, начинается новая страница истории мостостроительства. Назначение этих инженерных сооружений прежнее, а вот выглядят они уже иначе. Заметно шире становятся их пролеты: вызвано это тем, что по рекам стали ходить более крупные суда, чем в античные времена.
     А на городских мостах в эту пору стали ставить... торговые лавки: идущий с берега на берег никак не мог мимо них пройти! Появились здесь и жилые дома. Поскольку же мосты представляли собой и важные стратегические объекты, от нападений возможного противника их стали защищать по берегам башнями и крепостными сооружениями. Из-за этого многие приобретали особый, неповторимый архитектурный облик.
     Монашеское Мостовое братство, о котором мы уже упоминали, просуществовало несколько веков. Но, конечно, и помимо него немало было искусных мостостроителей. К сожалению, далеко не всегда история сохранила их имена, зато творения их рук зачастую служат и по сей день. Таковы знаменитые средневековые мосты Праги, Венеции, Франкфурта-на-Майне...

Мост, что вы видите на старинной картине, а также в макете, пожалуй, самый известный из всех "обитаемых" мостов. Строился он в 90-х годах XVI века и поражал воображение современников-венецианцев отсутствием промежуточных опор. Несмотря на неверие многих, берега Большого канала были соединены мостом в один пролет.

     Конечно, вы уже поняли, что возведение мостов - не только искусство, но и точный инженерный расчет. Проектируя, строитель заранее просчитывал, какую нагрузку выдержит свод избранной формы из того или иного материала, какую допустимую величину могут иметь пролеты.
     Например, русский механик Иван Петрович Кулибин в 70-х годах XVIII столетия предложил проект одноарочного деревянного моста через Неву с длиной пролета 298 метров. Прочность конструкции обеспечивалась оригинальными несущими фермами с перекрестной решеткой. Правда, проект так и не был осуществлен, однако изобретатель построил модель в одну десятую величины, которая прошла успешные испытания академической комиссии. Сам же этот факт свидетельствует о том, что мостостроители никогда не останавливались на достигнутом и постоянно искали новые неожиданные решения.
     С конца XVIII века в практику мостостроительства входят новые материалы, в первую очередь чугун. И первый мост из него был построен в Англии через реку Северн. Увлечение прочным и долговечным материалом быстро распространилось и на многие другие страны. Сооруженный в 1850 году Николаевский мост в Санкт-Петербурге, ныне мост Лейтенанта Шмидта, также покоится на чугунных арках, правда, один его пролет, разводной, из железа.

 
В Чикаго из-за низкого расположения набережных почти все мосты через канал пришлось строить разводными   А Дворцовый мост в Санкт-Петербурге знаменит на весь свет

     Любопытно, что в XIX веке инженеры вернулись было к древнейшей конструкции висячего моста, только вместо веревок применяли прочные железные цепи. По такому принципу было построено несколько больших мостов, причем длина самого крупного пролета достигала 265 метров. Однако все они оказались непрочными, быстро разрушались.
     Ну, а в конце концов пришел черед современных материалов - стали и железобетона, что используются и сегодня.
     Сколько теперь существует мостов на Земле, никто, конечно, не сосчитает. И каких только их нет! Вот, скажем, во французском городе Бриар по железному мосту, проложенному над рекой Луарой, неторопливо... проплывают суда. Это необычное сооружение, называемое мостоканалом, позволило обойтись без 30 шлюзов, которые пришлось бы возводить, если б канал проходил, как обычно, по суше. А в аэpопоpту Амстеpдама по мосту над шоссе движутся самолеты, выруливая к взлетной полосе...
     Мирно соседствуют, верой и правдой служа человеку, мосты разных времен, разных конструкций, сооруженные из разных материалов. Каждый, если приглядеться, красив посвоему.
     И связывают мосты, согласитесь, вовсе не берега, а людей.

Мост через Енисей в Красноярске, построенный в 1961 году, протянулся на 2,3 километра


     Кстати...

     Самый древний из сохранившихся до наших дней мостов стоит над рекой Мелес в турецком городе Измире. Сооружен он был в 850 году до нашей эры. Но строить мосты люди начали гораздо раньше: сохранилось упоминание о том, что в 2650 году до нашей эры в Египте существовал мост через Нил.
     В Древней Руси самый ранний из известных историкам постоянных мостов был построен в 1115 году Владимиром Мономахом - он связал берега Днепра.
     Самый длинный мост на земном шаре протянулся через озеро Понт-Чартрейн в американском штате Луизиана. Он был собран всего за 14 месяцев из 2215 одинаковых сборных секций. Протяженность моста - 38,5 км.
     На фотографии вы видите знаменитый мост "Золотые ворота". Он соединяет город Сан-Франциско и полуостров Марин в Калифорнии. Он тоже рекордсмен: при сравнительно небольшой длине - 1280,16 м и ширине полотна в 27,43 м его пилоны, поднявшиеся на высоту 227 м над водой, самые высокие в мире.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

сажевый фильтр фольксваген по разумной цене
Hosted by uCoz