|
|
Е. Андреева
Её назвали
|
Тот, кто читал роман Рафаэля Сабатини "Приключения капитана Блада", возможно, помнит эпизод, повлиявший на судьбу попавшего в рабство Питера Блада. Испанский канер "Синко Льягас", беспрепятственно вошел под английским флагом в Карлаилскую бухту и мощью своей бортовой артиллерии быстро подавил форт, призванный защищать столицу Барбадоса. Но победу испанцы праздновали не долго. Под покровом ночи Блад с несколькими повстанцами захватили корабль... С этого момента и начинается новая история — теперь уже капитана Блада и его корабля, получившего новое название "Арабелла".
Читая увлекательный роман, мы, к сожалению, можем составить о конструкции самого корабля, о его боевом и парусном вооружении самое общее представление. Его длина — не более 30 м. Три мачты с шестью парусными полотнищами обеспечивали кораблю приличную скорость, а двухъярусное расположение пушек с каждого борта — достаточную огневую мощь, чтобы вступать в сражения с куда более крупными испанскими галионами.
Вот по этим скупым данным, по старинным гравюрам и рисункам кораблей тех времен, а также описаниям боевых и торговых судов в других исторических романах попробуем все же реконструировать облик "Арабеллы".
Наверное, попав на борт такого судна, мы прежде всего удивились бы не пушкам, стреляющим на какие-то 50...100 м, не его примитивным парусам и якорям. Прежде всего бросилась бы в глаза работа резчиков по дереву, художников. Корабли тех времен оснащали каютами с прекрасными окнами, дверями и стенами, выполненными не просто из гладких досок, а еще и украшенных великолепной резьбой. Кроме того, мастера тех времен умели так раскрашивать их цветными красками, что создавалось впечатление, будто вы находитесь не на борту военного корабля, а где-нибудь в художественной галерее. На современных кораблях, между прочим, эта традиция сохранилась. Только резьба, картины, дорогая декоративная отделка панелей переместились с палубы внутрь кают.
Но вернемся к "Арабелле". Ее бумажная модель выполнена нами в масштабе 1:100. Все развертки размещены на листах 1 — 4.
Не советуем сразу хвататься за ножницы. Рекомендуем вначале внимательно познакомиться со сборочными чертежами, уяснить для себя порядок сборки отдельных узлов, последовательность соединения крупных и мелких деталей. Пусть вас не смущает, что общее количество разверток более девяти десятков. Меньшим числом мы вряд ли смогли бы передать характерные черты кораблей тех времен, а большее их число, наоборот, существенно усложнило бы конструкцию, потребовало бы для сборки много времени и отпугнуло бы нетерпеливых моделистов.
Но вот вы разобрали конструкцию "Арабеллы", что называется, по косточкам. Подготовьте рабочее место, инструменты, клей (бустилат или ПВА) — впрочем, обо всем этом мы постоянно говорим на страницах журнала. Вот теперь можно браться за ножницы.
Вырезав очередную деталь, не забудьте поставить ее номер с тыльной стороны. Напоминаем, что детали, обозначенные на листах лишь контурными линиями (не закрашены внутри), следует наклеить на тонкий картон. В основном это детали, образующие остов корабля. Дополнительная склейка их с картоном значительно увеличит прочность корпуса, и бумажная обшивка бортов и палубы не будет прогибаться в руках.
Основу корпуса составляют продольная деталь 1 и поперечные ребра 15, 16, 18, 20 — 22. Между собой их связывает не только щелевой замок, но и накладки 2 — 10. По внешнему контуру на ребра наклеиваются детали 14, 17, 19, 20, 23. В дальнейшем их клапаны будут надежно удерживать бортовую обшивку. Завершает работу с остовом корабля установка крепления под мачты — это детали 11. А сами мачты (детали 79, 81 и 84) придется вырезать из палочек конической формы. Высоту их подгоните позже по месту, а диаметры таковы: снизу — 5 мм, наверху — 4 мм. Нижние торцы палочек следует расщепить и на клею посадить в пазы детали 1.
Тщательно проверьте сборку остова корпуса. Убедитесь, что все соединения выполнены правильно. Зафиксируйте их положение и дайте клею как следует схватиться. А пока он сохнет, приступайте к подготовке деталей, составляющих обшивку корабля, его палубы, палубные надстройки и боевое вооружение.
Начнем с обшивки. Она составляется из деталей 24, 25, 26 и 27. Аккуратно вырежьте их ножницами и тщательно "обкатайте" о край столешницы, чтобы придать надлежащий прогиб. Приложите обшивку к остову и убедитесь, что края стыкуются без заметных зазоров. А теперь смажьте клапаны клеем и быстро посадите на свои места. Дайте клею схватиться.
Лезвием бритвы прорежьте круглые отверстия под жерла пушек. Сверху над каждым отверстием наклейте порты (деталь 98). Пушки, установленные на палубе, собираются из деталей 56. Стволы (их на рисунках нет) придется изготовить самостоятельно. Вырежьте 28 бумажных заготовок размером 12х10 мм. Каждую с одной стороны смажьте клеем и скрутите вдоль длинной стороны в трубочку с наружным диаметром 3 мм. Когда клей высохнет, окуните каждый ствол в черную тушь. Восемь стволов наклейте на лафеты (деталь 56) — две пушки позже установите на носу корабля, а шесть — на верхней открытой палубе. Из оставшихся 20 стволов 14 установите в отверстиях на нижней палубе.
Следующий этап — работа с палубой. Обращаем ваше внимание на качество проведения этого этапа работы. Здесь, как видите, сконцентрировано основное количество крупных и мелких деталей. Поэтому работа ведется в строго определенной последовательности, иначе малейшая ошибка может привести к непоправимым результатам. В палубных деталях 42, 45, 51, 57 и 60 прорежьте отверстия, согните по месту их крепления между собой и аккуратно присоедините на клею к остову корабля. Далее последовательно наклейте на палубу детали, закрывающие нос и корму, образующие якорную лебедку, якоря, мостки, лестницы, трюмные решетки, капитанский мостик, кормовую галерею и киль. На этой стадии в носовой части придется установить наклонную переднюю мачту. Как видите, на рисунках части мачт, выступающие из корпуса, — это еще не завершенная конструкция. Каждую мачту придется еще нарастить короткими палочками цилиндрической формы. Их длины придется подобрать опытным путем, учитывая высоту парусов и сопрягаемых между собой частей. Между собой палочки стыкуются плоскими поверхностями на клею и для прочности стягиваются витками толстых ниток, смоченных клеем.
Реями (детали 80, 86, 88 и 90) служат тонкие деревянные палочки диаметром не более 2,5 мм. К мачтам они крепятся хомутами 63 и 64. Веревочные лестницы — парные детали 68 и 69. Их можно аккуратно вырезать и наклеить в готовом виде. Опытным же моделистам рекомендуем воспользоваться предложенными развертками как шаблонами и с их помощью получить более правдоподобную конструкцию. Для этого детали 68 и 69 положите на доску и мелкими гвоздями прихватите в тех местах, где веревки привязываются к палубным и мачтовым доскам. Затем натяните на гвозди толстые нитки и на клею свяжите их между собой поперечными нитяными ступенями. Когда клей схватится, сетчатые лестницы без особого труда можно будет закрепить на палубе и под корзинами на мачтах.
Дело за парусами (детали 93 — 98). Их развертки приведены на этой странице. Более качественный вид модель приобретет, если паруса скроите из белого шелка. Но и тонкая белая бумага будет смотреться не хуже. Правда, следует помнить, что на свету бумажные паруса через год-два приобретут желтоватый оттенок.
Прикрепите паруса согласно их местам. Не помешает еще дополнительно связать реи, нижние концы парусов толстыми нитками, как показано на чертежах.
Завершает работу над моделью установка флагов. Их три (детали 72, 73 и 74). Вырежьте их по контуру, согните посередине и склейте половинки между собой, не забыв установить флагштоки — тонкие канцелярские булавки. Их острые концы загоните на небольшую глубину в торцы мачт.
|