Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 

А. Лункин

Разведчик и тренажер


     Пасха 1912 года ознаменовалась в Москве проведением крупнейшего в стране форума авиационной общественности - Второго Всероссийского воздухоплавательного съезда. Его торжественное открытие состоялось в Политехническом музее. Одним из самых ярких выступлений на съезде стал доклад молодого русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.
     Этот съезд сыграл важную роль в жизни Сикорского. 22-летний молодой человек получил приглашение стать главным конструктором одного из крупнейших в России авиастроительных предприятий. И в том же году представил на конкурс военных аэропланов модель С-VIБ, завоевавшую на нем победу.
     Аналогичный конкурс русское военное ведомство планировало провести и в конце 1913 года. Шансы получить заказы на летательные аппараты в этот раз представились более высокими: правительство России приняло "Большую программу усиления армии", в соответствии с которой планировалось формирование 21 нового авиаотряда. Для них требовались сотни новых военных самолетов. Для участия в этом конкурсе И. Сикорский готовил три машины с заводскими номерами 101, 102 и 103. Особенно из этих самолетов выделялась первая модель, получившая заводское наименование С-X "Конкурсный". Наибольшим изменением в ходе строительства "Конкурсного" подвергся стандартный фюзеляж. Можно сказать, его разработали заново. В нем была общая двухместная кабина с сиденьями, расположенными рядом, и перекидным штурвалом от одного летчика к другому. Кабина получилась просторной и удобной для наблюдения. Позади нее к хвостовому оперению сходил высокий гаргрот, обшитый фанерой. Фюзеляж стал выглядеть более компактным и лучше обтекаемым. Заканчивался он хвостовым оперением удлиненной треугольной формы. В хвостовой части был предусмотрен отсек для перевозки набора стоек и запасного воздушного винта.
     На "Конкурсном" Сикорский был вынужден по требованию военных отказаться от немецкого мотора "Аргус" и использовать французский семицилиндровый ротативный двигатель "Гном" мощностью 80 л.с. Мотор был менее мощным и надежным, но зато более легким и выпускался в России серийно. Основной топливный бак емкостью 80 л, сделанный из латуни, и маслоблок на 25 л располагались под алюминиевым капотом между кабиной и двигателем. Бензин поступал в мотор самотеком. Под сиденьями экипажа размещался дополнительный топливный бак той же вместимости, горючее из которого перекачивалось в основной при помощи ручного насоса. Топлива в баках хватало на трехчасовой полет. Для более продолжительных полетов к стойкам центроплана могли крепиться дополнительные подвесные бензобаки.
     Всего на конкурс 1913 года поступило полтора десятка самолетов, в том числе бипланы: "Миллер-II" (измененный "Фарман 16"), "Бреге" и "Альбатрос". В отведенное время программу смогли выполнить только четыре аэроплана: С-Х "Конкурсный", С-XIА, "Моран" и "Депердюссен". С-Х уступил соперникам в скорости и скороподъемности, но зато превзошел всех по грузоподъемности, простоте сборки и разборки, большинству взлетно-посадочных характеристик, удобству кабины и запуска двигателя. Особенно высоко комиссия оценила его военные свойства. Он был признан самым удобным для наблюдения, фотографирования, бомбометания, а также для действия стрелкового оружия. Спустя год И.Сикорский предлагает более усовершенствованную модель 101-го. Иногда ее именовали С-ХБ. Коробка крыльев и шасси имели обычную для самолетов этого типа конструкцию. Площадь крыльев составляла 35,5 кв. м. Вытянутое треугольное хвостовое оперение было сделано по типу "Конкурсного". А фюзеляж представлял собой полностью новую конструкцию и имел сходство с выпущенным одновременно легким самолетом С-XVI. Кабины летчиков располагались в тандем. Передняя предназначалась для пилота, задняя - для наблюдателя. Управление находилось только в передней. Алюминиевые гаргроты спереди от кабин имели небольшую высоту. Летчиков от встречного ветра и брызг масла от двигателя защищал плексигласовый козырек. За задней кабиной гаргрота не было. Высота фюзеляжа не сходила к концу на нет, он заканчивался вертикальной стойкой-осью руля направления. Боковую обшивку передней части фюзеляжа выполняли из алюминиевых листов.
     В сентябре 1915 года Русско-Балтийский военный завод получил заказ на 18 самолетов С-XVI, и они сразу же поступили на фронт. Правда, пулеметов на все машины не хватило, и часть из них использовали в двухместном варианте в качестве тренировочных и разведывательных самолетов.
     К сожалению, в 1918 году Сикорский покинул родину и вскоре прославился в США как авиаконструктор первых в мире межконтинентальных авиалайнеров и основатель вертолетной промышленности. У нас в стране его имя было забыто на многие годы.

     Предлагаем собрать модель самолета И.Сикорского С-XVI. Выполнена она в масштабе 1:30.
     Для работы вам потребуются: ножницы - прямые и маникюрные, пинцет, шило, металлическая линейка, лекало, а из материалов - картон разной толщины, клей (слегка разведенный водой бустилат или ПВА), медная или стальная проволока диаметром 1 мм, спички и краски (гуашь или акварель).
     Подготовьте рабочее место, разложите инструмент и необходимый материал. Отделите от журнала листы 1, 2 и 3. Прежде чем вырезать развертки, внимательно ознакомьтесь со сборочными чертежами, расположением отдельных деталей и пояснительными рисунками. Советуем не спешить и внимательно следовать нашим рекомендациям. Линии сгиба большинства деталей, а также линии, отделяющие клапаны от деталей, желательно прочертить (слегка продавить) острием шила или толстой иголкой. Делать это следует осторожно, иначе прорежете бумагу насквозь, отчего прочность сборки, как и ее внешний вид, будут нарушены. Пинцет вам потребуется для захвата и быстрого присоединения более мелких деталей и узлов к основной сборке. Красками, разведенными в воде, придется подкрашивать внутреннюю часть кабины, иначе текст, отпечатанный на тыльной стороне журнального листа, будет портить вид изделия. И еще, буквы, следующие за цифрами, обозначают, что данные детали присоединяются к главной. Буква "П" означает, что деталь устанавливается с правой стороны, а "Л" - с левой стороны модели, если смотреть на нее со стороны хвостового оперения.
     Сборка крыльев показана на рисунке 1. Вырежьте детали 1, 2 в правом и левом исполнениях, другие мелкие детали с буквенными индексами. Линии изгиба, как сказано, продублируйте линиями, прочерченными острым шилом по металлической линейке, стараясь не продавить бумагу. С тыльной стороны нижних плоскостей подклейте нервюры 1А и 1Б, 2А и 2Б, 1Е и 1Г. Отогните клапаны, смажьте их тонким слоем клея и быстро соедините сопрягаемые детали. Оставьте узлы сохнуть и займитесь закрылками 1В и 2В.

Общий вид   Рис. 1 - Деталировка

     Согните детали по линиям сгиба, внутрь каждой с тыльной стороны передней кромки установите заточенные спички и прорежьте квадратное отверстие. Затем отогните клапаны, смажьте их клеем и соедините сопрягаемые поверхности. Закрылки к крыльям прикрепляются лепестками 1Д и 2Д.
     Сборка фюзеляжа (рис. 2). Вырежьте крупные детали 3 и 4, согните их по линиям так, чтобы получилась коробчатая конструкция. Прорежьте пазы для установки крыльев. Вклейте внутрь шпангоуты 3А, 3Б, 3В, 3Г и 3Д. Присоедините к фюзеляжу днище. Передний поперечный шпангоут усильте накладкой 4В, а днище - накладками 4А и 4Б. Изнутри фюзеляжа подклейте детали 3Е и 3Ж. Когда клей схватится, в местах, указанных на схеме, шилом проколите отверстия.
     На рисунке 3 подробно поясняется сборка нижних крыльев, капота, хвостового оперения и пропеллера. Начните с хвостового оперения.

Рис. 2 - Деталировка   Рис. 3 - Деталировка

     Порядок соединения деталей 12, 13 и 14 точно такой же, как и крыльев. Установите внутри кабины детали 5 и 7, вклейте дополнительные накладки 3К, 3И и 7Б. Последовательно (по цепочке) произведите сборку деталей 15, 16, 17 и 27, образующих винто-моторную группу. Учтите, что детали 15, 17, 17А и 27А представляют собой бумажные цилиндры, свернутые и склеенные из отдельных полосок. Диаметры втулок такие: у детали 15 - 5 мм, у детали 17 - 2 мм, а у детали 17А - 4 мм. Двигатель "Гном" на самолете был ротативным, то есть вращался вместе с пропеллером. Поэтому на модели деталь 16 к детали 15 приклеивать не следует.
     Сборка оборудования кабины представлена на рисунке 4. Прежде чем вырезать мелкие детали, уясните местонахождение каждой. В нашей модели представлены два варианта размещения сидений пилотов. В одноместном варианте - это кресло 23Б. Если же вам больше нравится двухместный вариант, то выполните сборку из деталей 23В и 23Г. На этой же стадии вам придется присоединить к фюзеляжу сборку пулемета (детали 20, помеченные буквами от А до К). После того, как закончите крепление мелких деталей, к фюзеляжу можно приклеить нижние крылья 2 и установить стойки 19 и 21.
     Сборка шасси и заднего костыля ведется в следующей последовательности. Детали 28, 29 и 30 сначала наклейте на тонкий картон, а потом аккуратно вырежьте и согните, как показано на рисунке 5. Точно так же поступите и с деталями 31, 32 и 33, 34. В указанных местах проколите шилом отверстия. Смажьте клеем концы шасси и костыля и аккуратно установите в отверстиях. Небольшие капельки клея у основания придадут конструкции дополнительную прочность.

Рис. 4 - Деталировка   Рис. 5 - Деталировка

     На рисунке 6 показана схема монтажа расчалок и тросов управления. В указанных на рисунках местах шилом проколите отверстия и протяните сквозь них толстую черную нитку. Концы каждой стяните и зафиксируйте капельками клея. На этой стадии почаще контролируйте себя. Для этого лучше отодвигать от себя модель на вытянутую руку и рассматривать ее с разных сторон.
     Сборка колес (см. рис. 7) труда не составит. Подготовьте круглые палочки из спичек. Детали 35 вырежьте и согните в конус. Каждое колесо собирается из парных деталей 35, 36, и между ними вклеивается деталь 37, предварительно наклеенная на толстый картон. Желательно, чтобы толщина колеса получилась не меньше 3 мм. На концевых загибах шасси проткните отверстия, пропустите через них оси. Сопрягаемые поверхности смажьте клеем. На выступающие концы осей посадите на клею готовые колеса.

Рис. 6 - Деталировка   Рис. 7 - Деталировка


ЛИСТ 1 - 191.812 кб ЛИСТ 2 - 262.789 кб ЛИСТ 3 - 251.811 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Недорого купить
диски и шины Томска со склада.
Hosted by uCoz