|
С пожелтевшей фотографии конца XIX века смотрят на нас удалые усатые молодцы. По начищенным каскам сразу видно, что это - пожарная команда. Случись, не дай Бог, беда, уже через считанные мгновения она готова помчаться к месту пожара и вступить в бой с огнём, проявляя чудеса мужества и отваги.
Любопытно, а на чём мчались пожарные в прошлом веке? И чем были вооружены для борьбы с огнём? Отвага отвагой, а с голыми руками даже таким молодцам с пожаром не справиться...
Вот и давайте заглянем в историю пожарного дела. Она ведь не только интересна, но, оказывается, и начинается гораздо раньше, чем мы это себе обычно представляем.
Специальные пожарные команды существовали уже в Древнем Риме. Увы, чаще в их битвах с огнём побеждал огонь.
Хоть и существовали в империи, как мы знаем, великолепные водопроводы, тем не менее пожары не раз выжигали вечный город чуть не дотла. Ведь великолепные дворцы из мрамора украшали лишь центр Рима, а окраины, где жила беднота, были застроены ветхими деревянными домами. Точно так же страдали от жестоких пожаров и все другие древнеримские города.
А между тем оснащены были древнеримские пожарные не так уж плохо. Были у них вёдра, лестницы, багры, мокрые покрывала, которые набрасывались на языки пламени. Вдобавок, хотите верьте, хотите нет, но ещё до нашей эры античный мир знал пожарный насос. Изобрёл его механик Ктесибий, живший в Александрии.
Судя по описанию, которое оставил римский архитектор Витрувий, насос был двухцилиндровым, поршневым, снабжён всасывающим и нагревательным клапанами. Двое людей качали воду, попеременно нажимая рычаг-балансир.
И всё-таки даже такое чудо техники оказалось малоэффективным. Использовать насос можно было лишь рядом с источником воды, а пожар мест не выбирает. Вдобавок струя воды выбрасывалась из насоса лишь на несколько метров.
|
|
Пожарные насосы долго оставались ручными
|
Когда Римская империя пала, изобретение Ктесибия, как и многие другие достижения человечества, оказалось забытым. Поэтому средневековье, особенно раннее, нередко сравнивают с тяжёлым сном. По сравнению с античными временами - во всём упадок. Разрушены прекрасные мосты и дороги. Едва теплятся наука и искусства. На редкие купеческие караваны нападают орды разбойников.
Мрачные, унылые времена... Освещают их - вот уж воистину - лишь отблески бесчисленных пожаров. Причины разные - войны, неосторожное обращение с огнём, удар молнии. Как бы то ни было, пожары надо было тушить, а в средние века получалось это очень плохо. Чтобы хоть как-то противостоять бедствию, во многих странах категорически запрещалось пользоваться огнём в летний сухой период. Виновных наказывали самым жестоким образом.
Применялись и другие меры: в Москве, например, в конце XV века, чтобы защитить от возможных пожаров Кремль, снесли все деревянные постройки, расположенные вблизи его стен...
А когда пришло время Возрождения и вновь начали расцветать ремёсла, науки, архитектура, когда человек отправился открывать дальние земли за океанами, всеобщий прогресс коснулся и пожарного дела. Прежде всего в немецком городе Аугсбурге золотых дел мастер Антон Платнер заново изобрёл пожарный насос. Было это в XVI веке.
В XIX веке к насосу приспособили паровую установку
|
|
|
Кажется, простая и очевидная мысль - снабдить насос колёсами, чтобы удобнее было доставлять к месту пожара. А всё-таки прошло немало времени, прежде чем насос Платнера встал на колёса. Ещё позже насос снабдили поворотными наконечниками, чтобы можно было менять направление струи воды.
Очень важное изобретение сделал в 1672 году голландец Ян ван дер Гейде - приладил к насосу выкидные рукава, сшитые из кожи. Это резко увеличило радиус действия насоса. Правда, кожаные рукава были тяжёлыми, и в конце концов кожу заменили брезентом.
Долгое время пожарный насос, как и в античные времена, приводили в движение вручную. Но в 1829 году в Лондоне построили первую пожарную установку, насосы которой приводил в движение пар. Такие установки перевозили на колёсах упряжки лошадей.
Но, конечно, тушение пожаров не сводилось лишь к заливанию огня водой. Пожарникам приходилось забираться внутрь горящих домов для спасения людей, разрушать на своём пути стены, подниматься на верхние этажи, на крыши. Для этого необходимы были и отработанные навыки, и, конечно, надёжное снаряжение, которое тоже менялось и совершенствовалось на протяжении десятилетий.
Попробуем представить, как действовала бы пожарная команда, запечатлённая на фотоснимке, получив сигнал тревоги.
Прежде всего надо сказать, что сигнал тревоги подал бы дозорный на пожарной каланче. Уже с XVIII века над зданиями, где размещались пожарные команды, стали возводить высокие башни, откуда вели постоянное наблюдение за окрестностями. Каланча была оборудована сигнальным колоколом, а также мачтой для сигнализации, флагами и фонарями. С их помощью дозорный мог подать информацию дозорным соседних пожарных частей.
|
|
Любая пожарная каланча по-своему даже украшала город. Посмотрите, какие они разные. Одна сохранилась до наших дней в городе Ельце (слева), а две другие - московские. Найти их можно в Сокольниках и на Селезнёвской улице
|
Между прочим, пожарная каланча - это необычное и романтичное сооружение - по-своему даже украшала город. В Москве, например, некоторые из них устояли и до наших дней. Особенно славятся каланчи в Сокольниках и на Селезнёвской улице...
В любое время дня и ночи в пожарной части находились в готовности несколько пожарных вахт. Первая выезжала немедленно, остальные действовали в зависимости от сложности пожара. На большие пожары отправлялись сразу по несколько команд из разных частей.
Выезжали пожарники на конных повозках. Вслед за ними кони тянули бочки с водой, паровые и ручные насосы, свёрнутые пожарные рукава и прочее снаряжение. Каждый удалой молодец-пожарник был облачён в суконный форменный пожарный мундир и каску, к которой для защиты затылка прикреплялся сзади кожаный козырёк. Каждый был обвязан крепким пожарным поясом с крючьями и кольцами.
Пожарные "автолинейки" появились в Москве в 1907 году
|
|
|
Назначение крючьев было универсальным: к ним можно было прикрепить пожарный топор или лом или же можно было пристегнуться к пожарной лестнице, прицепить к ним верёвку, которой смельчака, пробиравшегося в самое опасное место, страховали товарищи. А сквозь кольца пропускали канат, по которому пожарник в случае необходимости мог быстро спуститься вниз даже с самой крыши здания.
Ломами или топорами взламывали запертые двери или пробивали в тонких стенах отверстия, чтобы сквозь них можно было направить струи воды. Для разборки частей горящего строения использовали багры и крючья на цепях. Чтобы попадать с этажа на этаж, пожарники были вооружены переносными лестницами с крючьями.
Были на вооружении пожарных и выдвижные лестницы с несколькими звеньями. Одна из самых совершенных, так называемая Ульмская лестница на колёсах, в развёрнутом виде поднималась на высоту 23 м. С её помощью пожарники забирались на верхние этажи, можно было приладить к ней и рукав с водой.
Смельчаки, пробирающиеся в самый эпицентр пожара, надевали на головы защитные капюшоны со стёклами для глаз, а в отверстие для рта вставляли влажную губку.
На пожаре всё зависело не только от быстроты, но и от слаженности действий, поэтому каждый пожарник наперёд знал свои обязанности. Мигом разворачивали рукава, и насосы начинали подавать воду. Сначала из привезённых бочек, чтобы не терять времени, а затем из ближайшего пруда или водопровода, если он был. Но, между прочим, уже в те далёкие времена для борьбы с огнём использовали не только воду, но и углекислый газ. В пламя бросали так называемые "огнетушительные бомбы" - сосуды, содержащие химические вещества, которые при нагревании мгновенно вступали в реакцию и выделяли углекислоту...
Шло время, и пожарная техника становилась всё совершеннее. В 1892 году в Германии появился первый автомобиль с механическим пожарным насосом, в 1907 году - первая раздвижная лестница на автомобиле.
Автомобили, как нетрудно догадаться, сделали пожарные команды гораздо мобильнее, увеличили радиус их действия. В России первые пожарные автомобили с лестницами и местами для пожарного расчёта стали использовать в том же 1907 году. Их взяла на вооружение Московская пожарная охрана. Получившие название "автолинеек" машины брали на борт 8 пожарных вместе со снаряжением. Скорость "автолинейки" даже по теперешним меркам была вполне приличной - до 60 км/час.
Нынешнюю технику и сравнить нельзя со старой...
|
|
|
Ну а у нынешних пожарных снаряжение гораздо серьёзнее. Теперь даже по лестницам карабкаться не надо: в случае необходимости коленчатый подъёмник мигом поднимет пожарника к окну, из которого выбивается пламя. Появились специальные пожарные суда, даже пожарные вертолёты...
|
|
...Но лучше бы пожары были только учебными, как на этом снимке
|
А всё же по-прежнему никак не обойтись в пожарном деле без мужества, отваги и смекалки. Вот только хорошо бы эти качества пожарники оттачивали только на учебных пожарах.
|