Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 


В. Щеглов

"Фарман-4" - самолет-биплан


     В начале века сумма в пятьдесят тысяч франков считалась весьма значительной. Но ее можно было заработать, пролетев на аэроплане по замкнутой кривой расстояние не менее километра. Тогда возможность такого полета казалась настолько фантастической, что состоятельному парижскому адвокату Аршдакону, учредившему этот приз, выплата его представлялась событием практически невероятным. Однако раскошелиться ему пришлось менее чем через год после учреждения приза.
     Счастливчиком оказался Анри Фарман - первый французский летчик, который сумел описать на аэроплане траекторию, близкую к эллипсу. Его полет продолжался всего одну минуту.
     Позже Фарман установил новый рекорд - теперь уже по продолжительности полета. На этот раз его аппарат продержался в воздухе целых пятнадцать минут. Наконец, он совершил первый в Европе перелет из одного населенного пункта в другой - из города Буи в Реймс.
     Анри Фарман создал целую серию самолетов, которые строились впоследствии в различных странах, в том числе и в России. Только с осени 1912 года по апрель 1914 года на заводах в Петербурге, Риге и Москве было изготовлено 165 "фарманов"!
     Самолеты, появившиеся накануне Первой мировой войны, еще не различались по назначению. В зависимости от обстоятельств на них устанавливалось то стрелковое оружие, то примитивные кассеты с бомбами, то фотооборудование.
     Самолет "Фарман-4" выпускался в 1910 - 1916 годах во многих вариантах, незначительно отличавшихся друг от друга.
     Силовой набор крыльев и форм фюзеляжа был деревянным, из сосновых брусков и планок. Обшивка плоскостей - односторонняя, только снизу. Вертикальное оперение не имело неподвижного киля, его заменяли рули поворота. Руль же высоты тогда выносили вперед.
     Двигатель - ротативный, семицилиндровый, звездообразный, типа "Гном", мощностью 50 л.с., встречались экземпляры и с двигателями водяного охлаждения "Аргус" (60 л.с.) и "Рено" (55 л.с.). Бак устанавливался позади летчика, над двигателем, а топливо подавалось самотеком.
     Кабины у этого двухместного самолета не было. Экипаж размещался на деревянных сиденьях перед коробкой крыльев. Приборов на самолете не было вовсе.

Основные тактико-технические данные самолета:
Мощность двигателя, л.с. 50
Размах крыла, м 0,6
Длина самолета, м 11,6
Площадь крыла, кв.м 34,5
Взлетная масса, кг 580
Максимальная скорость, км/ч
65
Экипаж, чел.
2

     Модель самолета-биплана "Фарман-4" выполняется в масштабе 1:50. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с рисунками. Модель довольно сложная из-за большого количества расчалок и тросов управления, поэтому оцените свои силы и решите, какой вариант выбрать: упрощенный или сложный. Далее в описании эти варианты будут оговариваться особо. Не стесняйтесь прибегать к помощи и советам старших. Не спешите при работе. При достаточном прилежании у вас получится неплохая модель-копия одного из первых в мире самолетов.

Деталировка   Деталировка

     Если же решите делать модель в упрощенном варианте, придется отказаться от расчалок.
     Работу начинайте с изготовления несущих плоскостей (крыльев). Вырежьте деталь 1 и придайте ей выпуклую форму, протянув через край стола. В детали 2 проколите шилом отверстия в местах, обозначенных кружками. Затем вклейте в эти отверстия петельки из тонких ниток согласно схеме. Петельки делайте небольшими, но достаточными, чтобы впоследствии продергивать через них нитки расчалок. Детали 2 придайте выпуклую форму. Заднюю часть развертки протяните через край стола лицевой стороной вниз, а переднюю - вверх. Смажьте клеем деталь 1 и соедините с деталью 2, начиная от задней (волнистой) кромки. Из палочки диаметром 1 мм сделайте лонжерон длиной 211 мм (по длине крыла). Можно сделать его и составным. Вместо палочки можно использовать и проволоку соответствующего диаметра. Приклейте этот лонжерон к детали 2 впритык к детали 1. Передний край детали 2 смажьте клеем, оберните вокруг лонжерона и приклейте к детали 1.
     Деталь 3 наклейте на толстый картон и вырежьте. Приклейте ее ребром на деталь 2 вдоль всего крыла. Вырежьте деталь 4 и проколите в ней отверстия. Вклейте в них петельки. Затем, предварительно надрезав ее по линии сгиба, согните деталь 4 и приклейте к детали 3, а затем к детали 1.
     У самолета "Фарман-4" обшивка крыльев, стабилизаторов, элеронов и заднего руля высоты была только внизу. Сверху наборы этих узлов оклеивались тканевыми лентами и пропитывались лаком. Поэтому, если хотите, чтобы модель выглядела более достоверно, необходимо приклеить некоторые мелкие детали. Повторяем, если для вас это будет сложно, ограничьтесь упрощенным вариантом, то есть обойдитесь без деталей 5, 6 и 7.
     Заготовки 5, 6 и 7 надрежьте по линии сгиба и склейте, согнув пополам. Когда клей схватится, вырежьте детали по контуру и разложите в спичечные коробки. Это детали поперечного набора крыла, т.е. нервюры. Обратите внимание, что по концам крыла и в местах крепления стоек бипланной коробки нервюры двойные. Взяв пинцетом деталь 5, смажьте клеем кромки и установите на место. Усиленные нервюры перед установкой склеиваются вместе по две. Концевые части нервюр детали 6 установите подобным образом в средней части крыла. Набор элеронов детали 7 приклейте по концам крыла у задней кромки.
     Работа над верхним крылом завершена. Положите его на ровную поверхность, подложив вдоль него полоску картона, палочку толщиной 3 мм или проволоку такого же диаметра под выпуклую часть. Сверху крыло придавите небольшим грузом.
      Далее приступайте к сборке нижнего крыла и стабилизаторов. Технология сборки такая же, как и у верхнего крыла. Отметим только, что передние лонжероны стабилизаторов на 3 мм короче самих стабилизаторов.
     Для изготовления стоек биплановой коробки и коробки стабилизатора вырежьте заготовки детали 21 (24 шт.). В две из них, отмеченных кружочками, вклейте по петельке для расчалок. Отогните клапаны (они же основания кронштейнов крепления стоек). С помощью боковой поверхности шила придайте заготовкам изогнутую форму. Склейте заготовки попарно, вставив между ними палочку диаметром 0,5 мм и длиной 36 мм так, чтобы она выступала с обоих концов стойки на 1 мм.
     В местах крепления стоек в крыльях проткните шилом отверстия. Стойки начинайте вклеивать с заднего ряда и от центра к концам. Следом за задним вклейте передний ряд стоек. В процессе их установки обратите внимание на петельки - они должны быть расположены согласно приведенным схемам.
     Расчалки натягиваются следующим образом. Возьмите кусок нитки и один ее конец привяжите к петле. Узел смажьте клеем. Второй конец нитки проденьте через соответствующую петлю и натяните. Место стыковки также смажьте клеем. Когда клей схватится, завяжите в этом месте узел и снова смажьте клеем. Концы нитки обязательно обрежьте.
     Склейте шесть стоек, деталь 22, и соберите хвостовую коробку. Натяните расчалки хвостовой коробки.
     В заднем руле высоты в местах, отмеченных кружками, шилом проколите отверстия и вклейте две палочки диаметром 1 мм и длиной 13 мм так, чтобы они одинаково выступали с обеих сторон. В отмеченных местах задней кромки выполните надрез на глубину 1 мм для натяжения тросов.
     На верхнее крыло в отмеченных местах передней кромки установите две палочки диаметром 1 мм и длиной 11 мм. Чуть выше середины подклейте к ним подкосы, задний конец которых упирается в деталь 4. Подкосы вырежьте из палочек диаметром 1 мм и длиной 27 мм, их концы подгоните по месту. Натяните растяжки у стоек.
     Снизу установите на элероны в отмеченных местах рычаги из палочек диаметром 1 мм и длиной 9 мм (4 шт.) с подкосами из таких же палочек, но длиной 10 мм.
     Приготовьте четыре задних стойки ферм фюзеляжа (деталь 23) и четыре передних стойки (деталь 24). Продольные балки фюзеляжа вырежьте из палочек диаметром 1 мм. Между клапанами стоек вклейте петельки для расчалок, соберите фермы фюзеляжа по шаблону.
     Заострите передние концы балок и, проколов шилом отверстия в крыльях, соедините фермы с бипланной коробкой.
     К задним концам ферм фюзеляжа приклейте хвостовую коробку.
     По приведенной схеме натяните расчалки фюзеляжа.
     Деталь 25 наклейте на тонкий картон и вырежьте. В прорези вклейте две палочки диаметром 1 мм и длиной 10 мм. Выступающие концы палочек срежьте заподлицо. Получившуюся заготовку изогните, а затем установите на детали 26. В отмеченном кружочком месте проколите отверстие и вклейте туда палочку диаметром 1 мм и длиной 12 мм так, чтобы она одинаково выступала с обеих сторон. В отмеченных черточками местах сделайте надрезы на глубину 1 мм и натяните растяжки. Деталь 26 согните по линии сгиба и склейте. Проколите шилом отверстия и вырежьте рычаги привода носового руля высоты. Насадите рычаги на ось обеих сторон руля высоты почти вплотную к последнему и приклейте их параллельно вклеенной палочке с растяжками.
     Четыре детали 27 пойдут на изготовление стойки носовых ферм. Вклейте в их концы петельки для расчалок. Балки носовых ферм изготовьте из палочек диаметром 1 мм по шаблону. Соберите носовые фермы. Задние их концы заострите и, проколов углубления в концах верхнего и нижнего крыльев, приклейте фермы. К передним их концам приклейте носовой руль высоты. Натяните расчалки носовых ферм.
     Четыре детали 28 наклейте на тонкий картон, вырежьте и склейте попарно. В углублениях вклейте палочки диаметром 1 мм и длиной 6 мм. По периметру деталь 28 оклейте двумя деталями 29, не забыв в отмеченных местах предварительно вклеить петельки. Над палочками приклейте две скобы 30, придав им соответствующую форму. Внутрь скобы, в самый ее изгиб, вклейте оси колес, изготовленные из палочек диаметром 1 мм и длиной 20 мм. Деталь 31 согните вдоль и склейте. Вырежьте шайбы (8 шт.), не забыв сначала проколоть в них отверстия. Шайбы наденьте на концы нижних осей и на оси колес и приклейте. Вокруг обеих осей, между лыжей и шайбами, намотайте кусочек нитки, имитирующей резиновые амортизаторы.
     Изготовьте передние стойки шасси 32, задние 33, а также передние подкосы шасси 34 и задние 22. Приклейте их к лыжам, не забыв под стойки вклеить петельками для расчалок. Присоедините обе половины шасси к фюзеляжу и натяните расчалки.
     Вырежьте деталь 35, проколите в центре отверстия для осей и склейте попарно. Деталь 36 наклейте на тонкий картон и вырежьте; чтобы колеса модели выглядели более привлекательно, внутреннюю часть детали 36 лучше всего зачистить мелкой наждачной бумагой, а затем приклеить к детали 35. Окончательно зачистите внешнюю часть колеса и покрасьте его черной тушью. Детали 37 склейте в виде конусов и приклейте с боков к каждому колесу. Готовые колеса насадите на оси и зафиксируйте клеем.
     Заготовки костыля 38 наклейте на тонкий картон, вырежьте и склейте вместе. По периметру костыля приклейте деталь 39. Склейте стойку костыля (деталь 40, 2 шт.) и приклейте к ней снизу петельки для расчалок. Приклейте стойку к костылю, а затем весь узел присоедините к нижней плоскости хвостовой коробки. Натяните расчалки костыля.
     Основанием для двигательного блока и сидений послужит деталь 41. Надрежьте ее по линиям сгиба, отогните клапаны и склейте.
     Подставку бака изготовьте из детали 42. Зафиксируйте ее на основании.
     Детали 43 придайте вид цилиндра, а затем, немного сдавив его сверху и снизу, придайте овальную форму. Две детали наклейте на тонкий картон и вклейте с торцов в деталь 43. Готовый бак установите на подставке, а затем на него, в свою очередь, приклейте пробку 45.
     Основание заднего сиденья соберите из детали 46. Сверху на него, но перед топливным баком, наклейте пять дощечек 47 и готовое сиденье (точнее сказать - скамейку).
     Деталь 48 наклейте на тонкий картон. Переднюю кромку сверху закруглите, а затем наклейте обшивку сиденья пилота (деталь 49). По его периметру нижней кромкой приклейте внутреннюю часть спинки (деталь 50) окрашенной стороной внутрь, а к ней, в свою очередь, присоедините наружную часть спинки (деталь 51). Готовое сиденье пилота установите на основание.
     Далее можно приступать к сборке двигателя. На деревянную палочку длиной 40...60 мм и диаметром 1 мм намотайте с клеем деталь 52, а с торцов установите два кружка 53. Получится картер двигателя. Семь деталей 54 плотно скрутите с клеем в цилиндры и установите их на картере. Сверху на цилиндры приклейте семь деталей 55. С одного конца выступающую часть вала двигателя срежьте.
     Деталь 56 скрутите с клеем на проволоке или палочке диаметром 1 мм и с одного торца заклейте деталью 57. Лопасти воздушного винта 58 согните вдоль оси и склейте. Чтобы придать им некоторую выпуклость, вклейте палочку или кусочек проволоки диаметром 0,5 мм. Лопасти присоедините к ступице винта 56 друг напротив друга. Воздушный винт насадите на ось вплотную к мотору и зафиксируйте клеем.
     Кожух двигателя соберите из деталей 59 и 60. Сначала склейте деталь 59 в виде коробочки, причем окрашенной стороной внутрь, а затем оклейте ее снаружи деталью 60. В кожухе не забудьте проколоть отверстия для выхода вала двигателя. Кожух приклейте на основание.
     Из детали 61 изготовьте втулку, намотав ее на палочку или проволоку диаметром 1 мм. Далее, вставляя вал двигателя в отверстия, одновременно насадите на него втулку, но только внутри коробчатого кожуха, вал двигателя вместе с винтом должен свободно вращаться.
     Установите основание со всеми укрепленными узлами между центральными стойками на нижнее крыло.
     Деталь 62 наклейте на тонкий картон и оклейте двумя деталями 63. Проколите в них отверстия и вклейте палочки диаметром 1 мм и длиной 14 мм так, чтобы они одинаково выступали с обеих сторон. К этим рычагам рулей поворота снаружи приклейте подкосы из палочки диаметром 1 мм и длиной 9 мм. Для установки растяжек по диагонали в задних углах рулей поворота сделайте надрезы на глубину 1 мм. Приклейте рули поворота к задним стойкам хвостовой коробки. Натяните растяжки рулей.
     Деталь 64 согните по линии сгиба и склейте. Вырежьте кронштейны подножки и отогните их клапаны. Между передними концами кронштейнов вклейте палочку диаметром 1 мм и длиной 10 мм. Деталь 65 согните в виде скобы. Приклейте ее к середине подножки свободными концами назад.
     От палочки диаметром 1 мм отрежьте кусок длиной 20 мм. К его концам привяжите и закрепите клеем по куску нитки длиной 170...200 мм. Педали управления рулями поворота вклейте в скобу между ее концами. Теперь весь этот угол установите на самолете перед сиденьем пилота. Натяните тросы управления рулями поворота и, закрепив клеем, отрежьте лишние концы.
     Деталь 66 согните вдоль пополам и склейте. Надрежьте и отогните под прямым углом верхнюю часть. Кронштейн ручки управления приклейте с правой стороны к кронштейну подножки.
     Ручка управления представляет собой палочку диаметром 1 мм и длиной 15 мм. Верхнюю ее часть на длине 3...4 мм окрасьте черной тушью, а оставшуюся часть - гуашью серого цвета. К ручке привяжите тросы управления (отрезки ниток достаточной длины). Ручку управления приклейте к кронштейну. Подождите, когда клей хорошо просохнет и, убедившись, что ручка управления держится достаточно прочно, натяните тросы управления к переднему рулю высоты и элеронам. Остается приклеить на переднюю левую центральную стойку чуть выше сиденья пилота ручку управления оборотами двигателя.


ЛИСТ 1 - 854.484 кб ЛИСТ 2 - 830.177 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz