|
В. Малов
Как автомобиль стал спортсменом
|
|
Ревут двигатели! На огромной скорости, так, что и номеров не разглядишь, несутся по трассе разноцветные машины...
Согласитесь: соревнования автомобилей, хотя бы сверхпопулярные гонки "Формулы-1", представляются спортом весьма современным. Однако на деле спортивная биография автомобиля началась больше века назад: едва-едва появившись на свет, он стал не только средством передвижения, но сразу же включился в борьбу за рекорд скорости. А соревноваться было с кем! Вот давайте-ка и заглянем в прошлое, а заодно полюбуемся старинными автомобилями. Есть у них своя, особая красота.
...Первый большой автопробег по маршруту Париж - Бордо-Париж состоялся в 1895 году. Победителем, по условию, становился тот, кто пройдет дистанцию за меньшее время. Дистанция была вполне приличной - почти 1200 км. И смельчак по имени Эмиль Левассор промчался по ней на автомобиле собственной конструкции за 48 часов.
Легкий паровик "Гарднер-Серполле-F" начала ХХ века отличался от бензиновых машин лишь гофрированными трубками на передке
|
|
|
Выйдя из машины после гонок, он сказал: "Это было безумие! Я мчался со скоростью до тридцати километров в час!" Любопытно, что на банкете в честь победителя кто-то из его друзей предложил тост за достижение в обозримом будущем фантастической скорости в 80 км/ч, а Левассор... пожалел тех, кто возьмется за осуществление этой "нелепой идеи".
Как же он ошибался! Уже через три года был установлен первый абсолютный рекорд скорости на суше - 63,149 км/ч. Случилось это на одной из аллей парка городка Ашер под Парижем. Правда, рекордная скорость была достигнута не на автомобиле, а на... электромобиле.
|
|
"Стенли-EX" - тоже паровичок, причем исключительно надежный. Некоторые экземпляры и... по сей день на ходу
|
Не стоит удивляться: в конце XIX века одновременно конструировали машины и с паровыми двигателями, и с электрическими, и с двигателями внутреннего сгорания. Никто из изобретателей не хотел уступать, каждый верил в то, что его машина - самая лучшая. Правда, бензиновый двигатель многие справедливо признавали самым совершенным. Именно поэтому паровикам и электромобилям приходилось на деле доказывать свое преимущество. И в гонках на скорость, состоявшихся ранним утром 18 декабря 1898 года на безлюдной аллее ашерского парка, участвовали три паромобиля и один электромобиль. Дистанция составляла один километр.
Но интересны эти гонки не только тем, что на них победил электромобиль. Важно и другое: человек понял, что для борьбы за рекорд скорости соревнования машин надо проводить не на плохих дорогах, соединяющих города, а на специальных трассах. И не на тысячекилометровых, а на достаточно коротких, точно отмеренных дистанциях. Такой и послужила ровная аллея парка в Ашере.
Электромобиль "Бейкер" в 1899 году сконструировали в Соединенных Штатах. В ту пору спрос на него был больше, чем на бензиновые машины
|
|
|
Меньше чем через полгода, 29 апреля 1899 года, в том же ашерском парке человек впервые превысил стокилометровый барьер скорости. Этим человеком оказался бельгийский изобретатель Камиль Женатци. Он построил электромобиль "Всегда недовольный" и для уменьшения сопротивления воздуха первым из конструкторов догадался придать ему обтекаемую форму.
"Всегда недовольный", управляемый своим создателем, развил скорость в 105,876 км/ч. Но этим и исчерпались ресурсы электрических экипажей. Вскоре электромобили безнадежно отстали в соревновании на скорость и надолго были забыты. Интерес к ним возродился сравнительно недавно, когда человек всерьез озаботился экологией.
|
|
Знаменитый Генри Форд сам нередко садился за руль
|
Впрочем, и сегодня электромобиль продолжает проигрывать соревнование машине с бензиновым двигателем. Главные недостатки электрического привода - быстро "садящиеся" аккумуляторы, постоянная необходимость их подзарядки и... невысокая скорость машины.
Но, между прочим, побил "электрический" рекорд скорости Камиля Женатци опять-таки вовсе не автомобиль, хотя многие гонщики-автомобилисты настойчиво пытались это сделать, а... экипаж с паровым двигателем.
Помимо гонок на скорость, разумеется, проводились и гонки на дальние расстояния. Первыми из них стали ралли Париж - Бордо - Париж в 1895 году. Сверхдальний пробег в 1902-1907 гг. совершил американец Чарлз Глидден. Он путешествовал по Азии и Австралии, завернул в Новую Зеландию, а всего побывал в 35 странах, проехал 80 000 км со средней скоростью 25 км/ч
|
|
|
Неутомимым конструктором таких машин был парижский механик Леон Серполле, свято веривший в превосходство пара над бензином. Среди всего прочего, этот человек прославился и тем, что после очень долгой волокиты получил от полиции письменное постоянное разрешение на поездки в одной из своих паровых машин по парижским улицам. По сути дела, эта бумажка была не чем иным, как... первыми в мире водительскими правами!
13 апреля 1902 года на знаменитой Английской набережной в Ницце всеобщее внимание было привлечено удивительной машиной с длинным узким корпусом и заостренным носом. Как и у многих экипажей того времени, у паровика Серполле было имя - "Кит". Для скоростного заезда отмерили ровно милю.
Перед тем, как взять разбег, гонщик дал сигнал: его машина загудела не хуже парохода. А уже через несколько десятков секунд Серполле принимал поздравления: "Кит" развил скорость в 120,794 км/ч. "Электрический" рекорд наконец пал, продержавшись около трех лет.
|
|
Как видите, "Панар-Левассор" внешне схож и с электромобилями, и с паровиками. А все вместе, согласитесь, они напоминают... конные экипажи
|
Леон Серполле торжествовал: паровой двигатель доказал свое превосходство и над бензиновым двигателем, и над электрическим.
Но и "паровой" рекорд продержался недолго: уже через четыре месяца американец-миллионер Уильям Вандербильт-младший на гоночном автомобиле "Морс" достиг скорости 122,436 км/ч.
С этого момента новыми рекордсменами раз за разом становились машины с бензиновыми двигателями, а паровику лишь еще один раз суждено было поразить мир. Но ведь история любого вида спорта помнит все свои рекорды. Так что по праву электромобиль "Всегда недовольный", построенный Камилем Женатци, ныне занимает почетное место в знаменитом автомобильном музее французского города Компьена. А именем Леона Серполле названа одна из парижских улиц.
От подобных гонок тоже осталось немало любопытных фотодокументов
|
|
|
В начале XX века автомобильные рекорды скорости стремительно обновлялись. Между прочим, числится среди рекордсменов и сам "автомобильный король" Генри Форд. Правда, за руль гоночной машины он сел не ради личной славы.
Основав в 1903 году свою компанию и выпустив первые несколько сотен дешевых и неприхотливых автомобилей, Форд понимал, что ему необходимо привлечь к своей продукции всеобщее внимание и отодвинуть конкурентов на второй план.
Гоночную машину "Стрела", отличавшуюся непомерно длинным корпусом и минимальным комфортом для водителя, он построил собственными руками. 12 января 1904 года на льду замерзшего озера Сент-Клер под Детройтом "Стрела" развила скорость 147,042 км/ч.
|
|
По снимку видно, как далеко ушла конструкторская мысль всего за какой-то десяток лет. Спортивный 2-местный "Мерседес-37/70PS" выпущен в 1906 году
|
Но продержался рекорд Форда... всего пятнадцать дней. 27 января 1904 года все тот же гонщик-миллионер Уильям Вандербильт-младший пронесся по отмели одного из флоридских пляжей со скоростью 148,538 км/ч. Машиной-рекордсменом стал немецкий "Мерседес-Симплекс".
После такого успеха Вандербильт-младший решил не искушать судьбу и больше никогда не принимал участия в рекордных заездах. Однако он учредил приз своего имени, и дорожные гонки на кубок Вандербильта не раз потом проходили в Америке.
Борьба же за скорость продолжа-лась. Разумеется, это было соревнование не только гонщиков, но и конструкторов, идей, материалов, а в конечном счете фирм, производящих автомобили. 31 марта 1904 года на той же Английской набережной в Ницце французский гонщик Луи Риголи на автомобиле компании "Гоброн-Брийе" показал скорость уже в 152,529 км/ч. Любопытно, что топливом для двигателя послужил не бензин, а... спирт.
А эту спортивную машину в 1913 году сконструировали на заводе Форда
|
|
|
В том же году Риголи установил другой рекорд - 166,667 км/ч, но в предпоследний день уходящего 1904 года его соотечественник П.Бара на гоночном автомобиле фирмы "Даррак" поднял планку до 168,222 км/ч.
Этот год был примечателен для автоспорта и другим событием: в Париже была создана Интернациональная ассоциация признанных автомобильных клубов, позже переименованная в Международную автомобильную ассоциацию. И по сей день именно она определяет правила международных автомобильных соревнований и рекордных заездов, а также утверждает рекорды.
Рекорды быстро обновлялись и в следующем, 1905 году. Один из них установил американец Герберт Боуден. Его автомобиль назывался "Летучим голландцем" и отличался тем, что на нем впервые были установлены сразу два двигателя. К январю 1906 года рекордная отметка стояла уже на цифре 197,04 км/ч, вот-вот должен был покориться новый рубеж - 200 км/ч...
Но, как это ни удивительно, такая заслуга выпала... паровому экипажу, построенному фирмой "Братья Стенлей". Эти американские конструкторы, как и француз Леон Серполле, и мысли не допускали о возможности превосходства бензинового двигателя над паровым. И вот в январе 1906 года гонщик Фред Мариотт развил на паровичке с удивительно скромным названием "Ракета" скорость в 205,443 км/ч.
Однако это был последний успех машины с паровым двигателем, с тех пор они окончательно уступили дорогу автомобилям.
|
|
Век назад вряд ли могли предположить, что в наши дни автомобиль достигнет рекордной скорости в 1226,86 км/ч
|
В XX веке в течение нескольких десятилетий рекорды автомобильной скорости устанавливал знаменитый английский гонщик Малькольм Кэмпбелл. Каждый из его автомобилей назывался "Синей птицей", менялись только их номера. Ну а самый последний, действующий и поныне рекорд, выглядит совершенно фантастическим. Англичанин Э.Грин, пилотирующий машину "Траст-суперсоник", пронесся по трассе, проложенной в пустыне Невада, со скоростью почти 1300 км/ч. Двигателями служили две реактивные авиационные турбины огромной мощности. Да и сам гонщик - бывший военный летчик. Рекорд установлен в 1997 году.
|