Назад

ИДЕИ, ГИПОТЕЗЫ, ПРОЕКТЫ

 

 

Город в океане


     Знакомя читателя с некоторыми разработками инженера-изобретателя Владимира Михайловича Шушина (см. "ЮТ" N 8 за 1997 г.), мы пообещали продолжить рассказ. Держим слово.

     - Изобретать мне очень помогают технические журналы, в том числе и "Юный техник", который я регулярно читаю. - С такого, не скроем, приятного для нас признания началась беседа с Василием Михайловичем. - Скажем, в сентябрьском номере "ЮТ" за прошлый год я наткнулся на заметку "Плавучий город", в которой шла речь о том, что американский инженер Норман Николcон собирается построить город-корабль. И мне показалось, что идею можно усовершенствовать.
     Представьте, в обозримом будущем вы сядете в гидросамолет и отправитесь в путешествие. Час-другой полета над океаном, и вот уже на горизонте показалась земля - остров с лагуной.

Плавучий остров В.М. Шушина с высоты птичьего полета
Так будет выглядеть плавучий остров В.М. Шушина с высоты птичьего полета.
Цифрами обозначены: 1 - мачта с сигнальным маяком; 2 - обзорная площадка; 3 - административно-командный пост; 4 - промышленно-деловая зона; 5 - транспортные тоннели, соединяющие промышленную зону с жилой; 6 - кольцевая жилая зона; 7 - садки для разведения ценных видов промысловых рыб; 8 - причалы для кораблей; 9 - погрузочно-разгрузочные механизмы; 10 - проходы для судов, которые могут укрыться от шторма во внутренней лагуне острова.

     По мере приближения поражает его форма - геометрически правильный круг диаметром около трех километров. И кольцевая лагуна вокруг центра, и сам остров явно искусственного происхождения.
     Вот каким он представляется В.М.Шушину.
     - Основа острова из железобетона - материала достаточно прочного, менее подверженного коррозии, нежели сталь, и довольно дешевого. Что касается опасений, будто железобетон настолько тяжел, что конструкции из него утонут в океане, то это массовое заблуждение, - говорит Василий Михайлович. - Из этого материала строят не только баржи, катера, моторные лодки, но и большие корабли, которые прекрасно плавают. Кроме того, в настоящее время существует несколько проектов плавучих полупогружных платформ для добычи нефти и газа на шельфе арктических морей. Так вот и их конструкторы предлагают возводить из железобетона...
     В центре острова возвышается высокая мачта, выполняющая несколько функций. На самой вершине ее - антенны для связи с материком, приема теле- и радиопрограмм, а также проблесковый маяк, помогающий ориентироваться кораблям и самолетам. Ниже располагаются несколько смотровых площадок, с которых гости и сами островитяне могут любоваться окружающей панорамой. Наверху размещаются и службы острова, управляющие погрузо-разгрузочными операциями, регулирующие транспортные потоки...

Вариант модуля промышленного комплекса   Разрез типового жилого комплекса
Вариант модуля промышленного комплекса:
1 - ветряки, добывающие электроэнергию;
2 - чаша-лепесток, аккумулирующая тепло и солнечную энергию; 3 - центральная шахта; 4 - спасательная ракета, с помощью которой можно, например, доставлять на материк людей, нуждающихся в экстренной сложной медицинской помощи; 5 - промышленный комплекс; 6 - глубинные турбины, использующие силу океанских течений.
  Разрез типового жилого комплекса:
1 - окно-воронка для сбора пресной дождевой воды и освещения зимнего сада; 2 - термостат, обеспечивающий за счет солнечного тепла нормальный микроклимат в помещениях; 3 - зимний сад; 4 - жилые помещения; 5 - бассейн-хранилище пресной воды; 6 - гаражи; 7,8,9 - подсобные помещения.

     У подножия мачты крепятся фермы кранов, грейферов и других механизмов, участвующих в разгрузке и доставке прибывающих грузов. По замыслу автора проекта, центр острова представляет собой административно-деловой и технологический комплекс, здесь находятся научные учреждения, а также технические службы с необходимым оборудованием для обеспечения жизнедеятельности проживающих.
     На периферии же, в кольцевой зоне, связанной с центром несколькими радиальными тоннелями, по которым движется транспорт, располагаются жилые районы. Тут и спортивные комплексы, парки, сады, цветники...
     Значительная часть острова скрыта под водой. На глубине в несколько десятков метров действуют лаборатории ихтиологов, океано-логов и других специалистов, занимающихся изучением морского царства. Еще ниже стоят турбины; вращаясь под действием океанических течений, они вырабатывают электроэнергию для острова.

Разрез транспортного тоннеля:
1 - пешеходный мостик; 2 - оранжереи и парники; 3 - зона для проезда транспорта.
  Разрез транспортного тоннеля

     До самого дна уходит шахтный ствол с трубами, по которым поступает добываемая из-под морского дна нефть, с подъемниками-лифтами, транспортирующими наверх полезные ископаемые с подводных месторождений. Ведь, как утверждают исследователи, морское дно таит несметные богатства, тут помимо "черного золота" представлена вся Периодическая таблица элементов Д.И.Менделеева - драгоценные и редкие металлы, железомарганцевые руды, сера, кальций, магний... Их добыча и является основной задачей обитателей плавучего острова.

     ОТ РЕДАКЦИИ. Владимир Михайлович специально рассказал лишь в самых общих чертах о своем проекте, надеясь разбудить вашу творческую фантазию, юные техники и изобретатели. Предлагаем вам поразмыслить над тем, какие еще конструкции, устройства, механизмы необходимы плавучему городу? Как они будут работать?




 

Акваград
будущего






     Проект В.М.Шушина - не единственный в своем роде. Уже второе десятилетие над подобными разработками корпят как отечественные, так и зарубежные энтузиасты данного направления архитектуры. На обложке и на этой странице представлены фрагменты проекта группы американских дизайнеров. Так они представляют себе надводную и подводную части панорамы города на воде. "Рано или поздно нам придется осваивать не только сушу, но и акваторию нашей планеты, занимающую около 70 процентов ее поверхности, - полагают они. - На океанском же дне сосредоточены многочисленные сокровища природы, до которых человечеству еще только предстоит добраться"...


Назад
Hosted by uCoz