Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

СОВЕРШЕНСТВУЙ СЕБЯ

 

Елена Санина

Слушай и услышишь


      — Хотите научиться слушать?
     — А чему здесь учиться? — определённо возразят многие. — Был бы нормальный слух, а всё остальное приложится.
     Между тем СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ — не совсем одно и то же. Постараюсь раскрыть несколько секретов, используя которые вы перестанете ссориться с друзьями, больше не будете обижаться на бабушку, конфликтовать с мамой, и поверьте, даже отметки в дневнике изменятся к лучшему. И всё это произойдёт лишь потому, что вы научитесь слушать!


     Американский психолог Дейл Карнеги сформулировал основные ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ:
     — НЕ ПЕРЕБИВАЙ.
     — НЕ ВОЗРАЖАЙ.
     — СТАРАЙСЯ СОГЛАСИТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ.
     — НАЙДИ И СКАЖИ СОБЕСЕДНИКУ ДОБРОЕ СЛОВО.

     Другой американец, Алан Пиз, выявил мимику и жесты, демонстрирующие, что человек внимательно слушает собеседника. Важное значение при этом имеют ладони. Когда человек откровенен, его ладони полностью или частично раскрыты. Поэтому, ведя беседу, нужно стараться держать их на виду, не скрещивая рук. Собеседник уже подсознательно будет доверять вам.
     Старайтесь, слушая, не закрывать рот рукой, не почёсывать мочку уха, не потирать веки и не отводить глаза. Эти порой неосознанные движения свидетельствуют о сомнениях и несогласии и вызывают недоверие.
     Когда слушатель подпирает рукой щеку или подбородок — это верный признак того, что ему скучно. Постукивание пальцами по столу выражает нетерпение.
     При внимательном слушании указательный палец собеседника упирается в висок. Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, он автоматически головой обопрётся на ладонь.
     "Настоящий интерес, — утверждает Алан Пиз, — проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы".
     Хороший способ расположить к себе собеседника — копирование его жестов. Тем самым он видит, что вы понимаете и разделяете его точку зрения.
     Приёмов ведения беседы разработано множество. Они называются ТЕХНИКОЙ общения. Однако имейте в виду, что она срабатывает только тогда, когда подкреплена душевными переживаниями, добротой, попытками понять собеседника. Техника не заменяет душу, она лишь подправляет беседу.

     Ведя разговор, помните старинную мудрость: "Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой". Постарайтесь, чтобы он вам понравился, а когда это произойдёт, не скрывайте этого. Почувствуйте, что волнует собеседника, и настройтесь на его волну. Даже если его позиция неприемлема для вас, постарайтесь хотя бы на какое-то время "стать на неё", прежде чем вернуться на свою.
     Допустим, товарищ хочет обсудить любимый киносериал, а вы презрительно относитесь к подобному увлечению. Одно дело сказать: "Это тупое времяпрепровождение", другое: "Ты знаешь, я не смотрю сериалы".
     В разговоре об одноклассниках вместо "Он мне не нравится" лучше сказать: "Он мне непонятен". Смягчив таким образом фразу, вы не покривите душой.
     Внимательно относитесь к тому, что говорите. Не злоупотребляйте словами НИКОГДА, НИГДЕ, НИКТО или ВЕЗДЕ, ВСЕГДА и ВСЁ и уж тем более не употребляйте выражения "Это ерунда!" или "Чушь!".
     Таких "секретов" разговора — великое множество. Они способствуют лучшему взаимопониманию; взяв их на вооружение, вы и сами со временем откроете немало тайн диалога. И убедитесь, насколько это полезно.



Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz