Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

ПРИДУМАНО В РОССИИ

 

Юрий Макаров

Вездесущая "Иволга"


     Дороги России разве что ленивый не ругает. Но вот ведь незадача, в отличие от цивилизованной Европы у нас шоссе проложить можно далеко не всюду даже при большом желании. Стоит ли тянуть автостраду через бескрайние топи, тундру, расчищать ее затем от снежных заносов? Не проще ли использовать транспорт, которому нипочем бездорожье?!
     Таким и представляется легкий многоцелевой десятиместный летающий катер-амфибия "Иволга-2", который разработан сотрудниками ЗАО "КОМЕТЭЛ" и изготовлен в цехах ЦНИИ "КОМЕТА" в Москве.

"Иволга-2" способна причалить к любому берегу   "Иволга-2" способна причалить к любому берегу

     ;"По существующей классификации эта машина относится к аппаратам типа Б, а иначе -- к экранолетам, -- рассказывает главный конструктор Вячеслав Васильевич Колганов. -- Аппарат имеет традиционную самолетную систему управления. Обычный полет происходит на высоте 1 -- 1,5 м над волнами, достигающими 3 -- 4 баллов. Но при необходимости -- для перелета через мосты, над участками суши с застройкой -- пилот может поднимать машину и выше, переходя в свободный полет".
     Конечно, техника пилотирования экранолета отличается от управления, скажем, автомобилем. Однако она не намного сложнее и доступна водителю средней квалификации.
     Аэродинамические исследования и продувка в аэродинамической трубе позволили оптимизировать компоновку экранолета, использовать наиболее перспективную схему -- составное крыло. Концевые части центроплана малого удлинения переходят в поплавки. Консоли крыла -- складывающиеся.
     Поплавки, установленные по катамаранной схеме, имеют продольные и поперечные реданы. Такая геометрия обеспечивает хорошее гидродинамическое качество.
     По бокам кабины расположены два двигателя мощностью по 150 л.с. Двигатели, оборудование и электросистема на "Иволге-2" использованы автомобильные -- от автомобиля "Волга". Мощность от мотора с помощью валов с карданными шарнирами передается на два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага диаметром 1,32 м, установленных в кольцевых каналах. Каналы и ступицы винтов закреплены шарнирно на поворотных горизонтальных пилонах.

Схематичный вид экранолета  

Максимальный стартовый вес 3300 кг
Вес коммерческой нагрузки 980 кг
Вес конструкции 2450 кг
Экипаж 1 человек
Количество пассажиров 8 -- 10
Скорость движения до 240 км/ч
Дальность при максимальной коммерческой нагрузке 1480 км
Осадка при плавании 0,45 м
Допускаемое волнение моря до 4 баллов
Габариты (длина х ширина х высота):
на марше 15 х 12,5 х 4,7 м;
на рулении (консоли подняты) 15 х 4,6 х 4,7 м

Схематичный вид экранолета   Основные тактико-технические данные

     На крейсерском режиме плоскости вращения воздушных винтов располагаются вертикально. При взлете и посадке, в движении по суше плоскости устанавливаются наклонно таким образом, чтобы обеспечить подачу воздушной струи под центроплан. При отклонении щитков нагнетаемый воздушными винтами воздух под центропланом и создает воздушную подушку.
     Конструкция "Иволги-2" выполнена на 40% из стеклопластика -- поплавки, кольцевые каналы, носовой обтекатель, кабина... Остальное -- из дюралевых сплавов.
     Экранолет может базироваться как на суше, так и на воде. И для него не требуется специальных причалов.
     Учитывая сравнительно небольшую стоимость машины -- при серийном производстве она будет стоить не дороже микроавтобуса, -- "Иволга-2" может стать надежным транспортом для рыбаков, охотников, туристов, а в некоторых районах использоваться и в качестве личного транспорта.
     Создавалась "Иволга", как это у нас водится, не без трудностей. Главное -- не было денег на проектирование и строительство опытного образца. Поэтому работа растянулась на добрый десяток лет. Лишь в 1995 году Колганову удалось добиться финансирования проекта на одном из космических предприятий. И уже в конце 1997 года экранолет практически был готов. В августе 1998 года начались его испытания в Нагатинской бухте. Первый этап летных испытаний осуществлял сам главный конструктор. Затем экранолет был перевезен в Иркутск для обкатки в зимних условиях на озере Байкал. Полеты зимой 1999 года над озером, закованным льдом и занесенным снегом, показали, что "Иволга" работоспособна как летом, так и зимой.

Старт экранолета   Старт экранолета


Испытания на Иркутском водохранилище   Испытания на скованном льдом Иркутском водохранилище


Участники испытаний   Участники испытаний


Подготовка к полету   Подготовка к полету

     Огромный интерес к экранолету проявило Верхне-Ленское пароходство. У них короткая навигация -- два или три месяца, а работы -- море. Экранолеты для них -- находка: ведь ледоход, ледостав, отмели и скованное льдом русло реки для такой машины -- не помеха.


        ФОТОФАКТ

"Летающая тарелка" - катер-катамаран   Эта "летающая тарелка" не что иное, как 12-местный катер-катамаран, созданный в КБ "Термоплан" по проекту изобретателя Ю.Г.Ишкова. Купол, обклеенный пленкой, преобразующей свет в электричество, делает катер экологически чистым


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

в наличии газель некст цельнометаллическая
Hosted by uCoz