Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 

В. Созинов

Плавающий танк


     История создания плавающего танка в нашей стране началась еще в 1919 году, когда на Петроградском заводе был представлен Совету военной промышленности РСФСР первый его проект. Через некоторое время был построен и испытан опытный образец. Но в связи с общим состоянием промышленности и экономики страны выпуск плавающего танка отложили и вернулись к идее только в 1932 году, когда на основе закупленной в Англии плавающей танкетки "Виккерс-Карден-Ллойд" был спроектирован и построен опытный образец плавающего танка Т-33. Через некоторое время в Ленинграде построили первый пригодный к слубже плавающий танк Т-37. Он был даже принят на вооружение, затем проект решили доработать, а несколько позже под руководством Н. Козырева был построен Т-37А. Корпус был клепаным, с небольшим применением сварки. Вооружение боевой машины состояло из пулемета ДТ, размещенного в башне, смещенной к правому борту. Двигатель имел мощность 40 л.с., что позволяло танку развивать по хорошей дороге скорость в 38 км/ч, при запасе хода около 180 км. Этот танк производили серийно с 1933 по 1936 год.
     В 1936 году на заводе № 37 под руководством главного конструктора Н. Астрова был сконструирован плавающий танк Т-38, модель которого и предлагаем собрать.
     Башня его была передвинута к левому борту, а ее место заняла рубка механика-водителя. Танк был вооружен пулеметом ДТ калибром 7,62 мм с боекомплектом в 1512 патронов. Двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. был установлен продольно в средней части корпуса. В трансмиссии использовалось много автомобильных узлов и агрегатов. Коробка передач включала редуктор отбора мощности на гребной винт. Для маневрирования на воде танк был оборудован рулем в кормовой части корпуса. В конечном варианте машина получилась настолько удачной, что до конца Второй мировой войны не имела аналогов в мире. Т-38 участвовал во всех крупных военных конфликтах предвоенного времени, прошел всю Великую Отечественную войну. Правда, 9-мм броня этой легкой машины не могла противостоять снарядам немецких "сухопутных" танков, но зато в разведке ему не было равных.

     Предлагаем построить модель плавающего танка в масштабе 1:35. Для работы вам потребуется: картон толщиной 0,5 мм, тонкая цветная бумага, деревянные палочки длиной примерно по 70 мм и диаметром не более 3 мм, стальная или медная проволока различного диаметра, нитки № 12, два вида клея - ПВА и "Момент". Также вам понадобятся обычные инструменты для бумажного моделирования.

Деталировка   Деталировка

     Начнем изготовление со сборки бронекорпуса. Вырежьте детали 1 и 2 (боковые стенки), а также детали 3 (нижняя часть корпуса) и 4. Прорежьте отверстия под башню и вал гребного винта. Соедините детали 3 и 4 между собой и подклейте их к детали 1. С тыльной стороны детали 2 строго симметрично подклейте клеем "Момент" детали 5 и 6, предварительно наклеив их на картон. В корпусе между этими деталями на густом ПВА перпендикулярно плоскости бортов установите деталь 7, предварительно подклеенную на картон и сложенную в призму. При этом длина детали 7 подгоняется под ширину модели с учетом ширины деталей 5 и 6 так, чтобы деталь 2 расположилась плотно, без заметных зазоров.
     Намажьте клеем клапаны детали 2 и край детали 7, установите их на корпусе. Не забудьте в каждый стык корпуса изнутри на клее "Момент" вклеить деревянные палочки, чтобы усилить конструкцию.
     Просушите корпус. В отверстие на детали 4 вклейте деталь 8 так, чтобы она плотно прилегала к краям отверстия и упиралась в деталь 7 хотя бы частично. На деталь 8 установите деталь 9, свернув ее в кольцо.
     Далее приступайте к сборке рубки механика-водителя. Деталь 10 установите на указанное место. За ней расположите воздухозаборник двигателя. Собирается он из детали 11, склеенной в замкнутый контур по шаблону, и детали 12. В детали 12 следует аккуратно прорезать края по черточкам, а затем подогнать их так, чтобы образовалось небольшое скругление. К боковым сторонам корпуса приклейте крылья (детали 13 и 14). Их следует предварительно наклеить на тыльные стороны деталей 15 и 16. Не перепутайте положение деталей относительно носа и кормы корпуса. Крылья крепятся к корпусу с помощью кронштейнов (деталь 17), изнанка которых прикрыта деталями 18.

Деталировка   Деталировка

Деталировка   Деталировка

     Далее в детали 19 прорежьте отверстие и наклейте ее на короб воздухозаборника охлаждения радиатора. Снизу к отверстию подклейте подкрашенный черной тушью кусочек марли, а сверху - деталь 20. На деталь 19 установите заливную горловину радиатора (деталь 21 служит ее крышкой). Далее приклейте крышку горловины бензобака (деталь 22), лом (деталь 23, кусок проволоки), люки доступа к трансмиссии (деталь 24) и лючок доступа к двигателю (деталь 25).
     Соберите глушитель из деталей 26 (для этого бумажную развертку накрутите на шило диаметром 3,5 мм), 25, 28, 29. С помощью детали 30 установите глушитель на корпусе. Соберите коробку редуктора поворота руля из деталей 31 - верхняя крышка, 32 - кронштейн, 33 - стенки. Стенки необходимо заранее изогнуть по контуру детали 31. В кормовом листе корпуса прорежьте щель, в которую вставьте намазанную клеем часть детали 32, после чего подравняйте узел и подклейте его окончательно. На деталь 31 приклейте крышку доступа к редуктору рулевой передачи - деталь 34. К правому крылу (надгусеничной полке) приклейте ящик ЗИП (собранный из детали 35), а к левой - "брезент" (детали 36 и 37 - 3 штуки). Остановимся поподробнее на этих деталях. Заготовку "брезента" сверните в плотную скатку, зажав один край пинцетом, и перевяжите ниткой. Скрепите скатку двумя "ремнями" на клею, а также приклейте один "ремень" сверху. Желательно, чтобы стыки "ремней" и "брезента" были хорошо заметны. После чего возьмите скатку за концы и хорошенько ее изомните. Только не перестарайтесь. После этого наклейте скатку на крыло. Соберите лопату из палочки (детали 38 и 39) и установите ее на крыло с помощью деталей 40.
     Теперь время заняться ходовой частью. Сначала необходимо собрать колесные тележки и ленивцы. Переведите на картон деталь 41 - центральный круг. На настоящем танке эта часть колеса была цельной, на ранних танках делилась на шесть спиц. Наклейте каждый картонный круг с обеих сторон по детали 41 - имитация внешнего вида колеса. При этом постарайтесь, чтобы рисунки с обеих сторон совпали. Далее с помощью тонкого резака или просечки прорежьте внутренние отверстия в деталях 43 и 44, наклеенных на картон. Обрежьте детали по контуру. Склейте катки согласно рисунку. Имитация осей этих катков условна и выполнена из двух столбиков картонных квадратиков размерами 2 х 2 мм.
      Далее - элементы подвески. Начнем с колесных тележек. Отрежьте детали 45 - кронштейны, детали 46 - узлы крепления, 47 - плиты. Детали 47 наклейте на картонные детали 48, деталь 46 подклейте на чертежную бумагу. Детали 45 наклейте на картон и обрежьте. Заклейте их изнанку бумагой защитного цвета. Из обычной спички нарежьте 4 кусочка (деталь 92) длиной по 5 мм и с их помощью скрепите 2 полуузла тележки, как показано на рисунке. При этом проследите, чтобы расстояние между вертикальными концами кронштейнов было равно 14 мм. Избегайте перекосов. После высыхания клея вклейте между концами кронштейнов круглую палочку (деталь 93) длиной 16 мм, обмотанную посередине черной ниткой № 12. Эта сборка имитирует пружинный амортизатор тележки. Согласно рисунку завершите сборку других тележек. Далее необходимо изготовить ведущие колеса. Так как в отличие от настоящего танка гусеницы модели не имеют отверстий, то и ведущее колесо на модели выполнено без зубчатки. Соберите ведущее колесо. Из деталей 50 - обод, 51 - конус (на изнанку наклейте зеленую бумагу). К ободу предварительно присоедините деталь 52. Из деталей 53 и 54 изготовьте кожух бортовых фрикционов (детали 53 и 54 усильте деталями 55 и 56). Согласно рисунку в корпусе установите ось передних колес (деталь 94), ее размеры указаны на чертеже) и оси поддерживающих катков. Просверлите в осях отверстия под крепежные булавки (деталь 95). Из круглой палочки изготовьте оси направляющих колес (деталь 96), также просверлите в них отверстия. Из деревянной палочки прямоугольного сечения изготовьте детали 57 (элемент подвески). На деталь 57 наклейте деталь 49 с изнанки, обращенной внутрь колеи. Соберите подвеску окончательно. Когда клей просохнет, можно будет установить гусеницы. Они склеиваются из лицевой (деталь 62 - 2 шт.) и изнаночной (деталь 63 - 2 шт.) сторон с помощью отрезков гусениц (деталь 64 и 65). Длину склеенной в кольцо гусеницы подкорректируйте так, чтобы она оказалась не слишком короткой. Намажьте внутреннюю часть гусеницы тонким слоем ПВА и наденьте ее на подвеску. Шилом уберите лишний клей.
     Сборка башни танка - следующий этап. Вырежьте детали 66 (наклейте их на картон), 67, 72, 68, 70 и 71. Деталь 73 соединяет нижнюю часть башни. Склейте башню согласно рисунку. Заметим, что из-за небольших размеров деталей многие элементы конструкции башни склеиваются "встык". Сверху на крышу башни (деталь 69) приклейте деталь 74, а на нее - деталь 77. На лобовую броню башни установите шарнир пулемета, собранный из деталей 75 и 76, наклеенных на картон. После высыхания клея в лобовой броне просверлите через детали 76 и 75 отверстие под пулемет, изготовленный из зачерненной булавки (деталь 97). На булавку наденьте на клею кусочки изоляции подходящего диаметра, имитирующие ребра охлаждения ствола пулемета. Воткните булавку острым концом в деталь 76 и далее в башню до нужной длины. С помощью двух проволочных колечек прикрепите под пулеметом шомпол. Готовую башню установите на модель.
     Теперь займемся рулем и винтовой группой модели. Деталь 78 сверните на игле диаметром 0,5... 0,7 мм так, чтобы она входила в отверстие детали 82. В корпусе танка прорежьте отверстие чуть больше, чем диаметр детали 78, и установите в него деталь вместе с надетой на нее деталью 82. Смажьте изнанку деталей клеем и отрегулируйте их положение так, чтобы ось винта была бы параллельна нижней плоскости корпуса. Соберите гребной винт из деталей 79 (подклейте изнанкой на красную бумагу), 80, 81 (их нужно наклеить на картон) и оси (деталь 91) из канцелярской скрепки. Вставьте винт осью в отверстие детали 78. Винт должен свободно вращаться, приклеивать его не нужно. Из канцелярской скрепки диаметром 1 мм согните нижнюю стойку руля (деталь 83). На реальном танке эта деталь изготавливается из трубы, можно также использовать толстую медную проволоку. С помощью деталей 85 прикрепите оба конца детали 83 к корпусу. Из тонкой канцелярской скрепки согните деталь 84, на которой непосредственно крепится руль. Колечко детали 84 разожмите. Проденьте эту деталь в отверстие детали 32, наденьте ее на середину детали 83 и аккуратно зажмите кольцо плоскогубцами. Просуньте деталь 86 (заготовку руля) между вертикальной стойкой и корпусом и склейте руль. После чего обрежьте лишнюю часть вертикальной стойки и зафиксируйте стойку клеем ПВА. Руль должен легко отклоняться в обе стороны.
     Завершит изготовление модели установка на корпусе фар, габаритного заднего фонаря (деталь 90) и звукового сигнального устройства (деталь 88).
     Готовую модель можно использовать для изготовления диорамы вместе с пластиковыми фигурками солдат и танкистов 30-х годов в масштабе 1:35.


ЛИСТ 1 - 454.864 кб ЛИСТ 2 - 511.196 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

nizhnij-novgorod.officemag.biz . voronezh.officemag.biz . stavropol.officemag.biz
Hosted by uCoz