Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 


В. Созинов

Противотанковый автомобиль


     Появление 15 сентября 1916 года во фронтовой полосе на реке Сомме огромных, вооруженных пушками и пулеметами английских танков сидевших в окопах немецких солдат в панику не повергло. Из 49 машин 26 поломались перед передней линией, 5 застряли в грязи, а 17 были повреждены огнем германской артиллерии. Только одному танку удалось вернуться на свою сторону.
     Вывод немецких военачальников был однозначен: "Танки - это нелепая фантазия и шарлатанство". Но уже через год немцы горько поплатились за столь поспешное суждение. Массированная атака английских танков под Камбрэ 20 ноября 1917 года привела к прорыву германского фронта на большую глубину. С этого момента и начались лихорадочные поиски надежного противотанкового оружия.
     Первоначально задачу борьбы с броневыми машинами успешно решала артиллерия: обычная полевая пушка легко пробивала броню толщиной до 15 мм. Но танковую броню стали делать толще.
     Во время своеобразного соревнования между танком и противотанковым оружием танк нередко выходил победителем. Такой период наступил в конце 40-х годов. Мощная броня танков того времени, в сочетании с высокой маневренностью, делала его практически неуязвимым для артиллерийских систем. И тогда перед военными специалистами встала задача увеличения точности и надежности поражения цели, прицельной дальности стрельбы, необходимости добиться максимальной мобильности.
     Так появились противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы). Они позволили при сравнительно небольших скоростях встречи с целью обеспечить мощную ударную силу. Действие их заключается в том, что броню пробивал не сверхпрочный снаряд, летящий с громадной скоростью, а направленная (кумулятивная) струя. Обладая большой кинетической и тепловой энергией, эта струя прожигала броню, поражала экипаж и вызывала пожар. Для увеличения прицельной точности полет ракеты корректировался на всей траектории.
     Пусковое устройство из трех направляющих с заряженными ПТУРами вместе с аппаратурой управления, визирным устройством пришлось смонтировать на бронированной машине. Так появился самоходный противотанковый комплекс 2П - 27 с экипажем из двух человек. Командир машины - он же наводчик-оператор, в его подчинении один человек - водитель. Управление самоходным противотанковым ракетным комплексом требовало от экипажа безупречно слаженной работы.
      Подготовку, пуск ракеты и управление ею на траектории полета осуществлял наводчик-оператор. Для этого в составе бортовой аппаратуры находилось две катушки с проводами. Основа катушки - легкая безынерционная бобина с намотанным на нее двухкилометровым биметаллическим изолированным проводом диаметром 0,16 мм. Это и была двухпроводная линия связи, соединяющая ракету с контактами пускового устройства. При полете ракеты со скоростью 110 м/с провод свободно сматывался с бобины. При длине ракеты 1150 мм и размахе оперения 750 мм ее масса составляла 24 кг. Несмотря на свои небольшие размеры, ПТУР успешно применялась при стрельбе по бронированным целям на расстоянии от 600 до 2000 метров.
     Сравнительно высокие тактические качества и маневренность комплексу обеспечивала бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ). Машина состояла из трех отделений: силовой установки, управления и боевого. Силовая установка (двигатель) располагалась в передней части корпуса. Управление - в его средней части. Именно здесь размещался экипаж самоходного комплекса и органы управления. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую части корпуса. Между ним и отделением управления была установлена стальная перегородка. Сверху боевое отделение закрывалось крышей, которая открывалась автоматически, перед подъемом пакета направляющих с подвешенными ПТУРами. Под днищем машины находились дополнительные колеса. Размером они были меньше основных и служили для того, чтобы боевая машина могла успешно преодолевать канавы, окопы и траншеи. При необходимости дополнительные колеса поднимались и опускались, немного зависая над грунтом. В таком положении машина лишь замедляла ход перед препятствием, затем быстро переползала через него. Обладая небольшими габаритами и массой в 5850 кг, самоходный противотанковый комплекс по грунтовой дороге развивал скорость до 50 км/ч, а на дорогах с улучшенным покрытием - до 80 км/ч. Запас хода без дозаправки составлял 500 км.
     Боевые возможности комплекса усиливались еще и тем, что машина, снабженная водометным движителем реактивного типа, свободно преодолевала водные преграды со скоростью 8 - 9 км/ч, с запасом хода на плаву до 12 часов.
     На сегодняшний день данный тип боевой техники (ПТУР) относится к образцам первого поколения. Технический прогресс, развитие электроники, систем управления позволили создать более совершенные противотанковые ракетные комплексы с высокими боевыми характеристиками, но, тем не менее, боевое становление ПТУР первого поколения представляет собой яркую страницу в истории развития отечественного оружия.


     Предлагаем вам собрать модель этого вида боевой техники (рис. 1 и 2). Для сборки модели понадобятся: тонкий картон, ватман, деревянные палочки диаметром от 2 до 4 мм, клей, лучше всего ПВА, инструменты для бумажного моделирования.
     Необходимо помнить, что внутренние контуры на сборочных чертежах, перечеркнутые наискось двумя красными линиями, следует прорезать лезвием бритвы. Не торопитесь склеивать вырезанные детали - попытайтесь прежде сложить объем. Линии разреза, а также линии сгиба, как "от себя", так и "на себя", специально не выделены.

Рис. 1. Общий вид
Рис. 1. Общий вид
  Рис. 2. Детали корпуса модели
Рис. 2. Детали корпуса модели

Рис. 3. Детали колес модели
Рис. 3. Детали колес модели
  Рис. 4. Нижняя часть корпуса
Рис. 4. Нижняя часть корпуса

Рис. 5. Общий вид боевого отделения комплекса и детали механизма подъема пакета направляющих с ракетами
Рис. 5. Общий вид боевого отделения комплекса
и детали механизма подъема пакета направляющих с ракетами

     Первоначально соберите автомобильные колеса (см. рис. 3). Прототип имел четыре основных и четыре дополнительных колеса меньшего диаметра. Основное колесо склейте из следующих деталей: центральный круг (деталь 1), вокруг которого обертывается обкладка (деталь 2). Со стороны корпуса на центральный круг встык наклейте ленту 3 в виде узкого кольца. Это место необходимо дополнительно усилить, подклеив изнутри несколько витков из плотной бумаги. Далее приклейте диск (деталь 4) с отверстием в центре. Постарайтесь соблюдать соосность отверстий. К ободу колеса приклейте детали 5 и 6. К его зубчатой части присоедините собранные ранее узлы. К наружной части подклейте узел, имитирующий крепление оси колеса. Он состоит из полоски 8 и диска 9 с наклеенными двумя кружками (детали 10 и 11). Схема сборки колеса показана на рисунке 3.
     Корпус модели состоит из верхней части с вклеенным изнутри боевым отделением и нижней части. Соберите нижнюю часть корпуса согласно рисунку 4. Нижняя часть корпуса дополнительно усиливается кусочками плотного ватмана по швам, не имеющим клапанов.
     Далее - изготовление и установка дополнительных колес. На боевой машине эти колеса опускаются из-под корпуса с помощью гидравлического механизма почти до уровня основных колес. Разумеется, точная деталировка этого механизма сложна для бумажной модели. Поэтому сделайте условные стойки колес, которые позволяют демонстрировать модель с опущенными либо поднятыми дополнительными колесами. Для начала изготовьте четыре дополнительных колеса так же, как основные. Только полоску между центральным кругом и крышкой (деталь 20) следует изготовить самостоятельно и подогнать так, чтобы высота колеса не превышала 11...12 мм. Далее изготовьте стойки дополнительных колес из деталей 25, 26 и 27. Для жесткости внутри каждой стойки вклейте деталь 27. Постарайтесь избежать перекосов. Далее вклейте дополнительные колеса в стойки. В опущенном положении на стойках пунктирная линия должна зрительно совпадать с нижней плоскостью корпуса. В поднятом положении стойка не должна выступать за габариты колесных ниш. Если вы располагаете несколькими брусочками из твердого дерева (подойдет бук или береза) сечением 2,8 х 2,8 мм, то нетрудно будет сделать дополнительные колеса выдвигающимися, как показано на рисунке 4.
     Порядок сборки корпуса показан на рисунке 5. Нижний носовой броневой лист в верхней части корпуса подклейте в самом конце сборки. Боевое отделение состоит из деталей 28 (дно), 29 (носовая стенка), 30 (кормовая стенка) и 31, 32 (боковые стенки). До их посадки на место к отверстию в полу боевого отделения подклейте деталь 33. Она образует нишу для размещения механизма подъема направляющих с ракетами.
     На очереди сборка шасси модели. С журнальной страницы вырежьте четыре детали 34. Наклейте их на картон толщиной 0,3 мм. Из каждой группы, как показано на рисунке 4, соберите две задние и две передние рессоры. Толщину картона постарайтесь подобрать так, чтобы высота собранной передней рессоры была бы равна 8 мм, а задней - около 10 мм. В вертикальных стенках задней колесной ниши просверлите отверстия диаметром 2 мм и вклейте в них деревянные палочки Б. Они должны выступать на 10 мм. На палочки приклейте задние рессоры. Передние рессоры наклейте на "полки" в нижней носовой части корпуса. Из тонкой писчей бумаги сверните на деревянной оправке задние оси. Каждую следует сверху оклеить деталью 37. Проследите, чтобы диаметр готового изделия не превышал 6,8 мм. Готовая конструкция имитирует заднюю ось в кожухе. Вставьте в отверстия задних колес готовую ось и приклейте ее.
     Готовую конструкцию подклейте на задние рессоры. Переднюю ось соберите так же. На концы передней оси дополнительно намотайте полоски бумаги - они будут имитировать рулевую трапецию и узлы крепления передних колес. Каждый готовый узел оклейте сверху деталью 39. Дайте клею схватиться. Из тонкой проволоки сделайте четыре буксирных крюка и разместите их в соответствующих местах. На корпусе установите люки, фары, воздухозаборники, лючки для стрельбы и т.д. Руководствуясь рисунком 2, соберите механизм подъема пакета из трех направляющих, заряженных ракетами. Соберите противотанковое вооружение машины - три однотипных ПТУРа (см. рисунок 5). Добейтесь того, чтобы поднимающийся из корпуса пакет с ракетами удерживался за счет трения в заданном положении деталями 64 и 65. В заключение изготовьте крышу боевого отделения. Она состоит из двух секций. Установите ее на модели. Тщательно подгоните все движущиеся узлы и детали.


ЛИСТ 1 - 236.049 кб ЛИСТ 2 - 315.257 кб ЛИСТ 3 - 228.587 кб ЛИСТ 4 - 223.449 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

сайт знакомств любовницы ру.
Hosted by uCoz