Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 


В. Созинов

И торпедоносец,
     и разведчик


     Английский самолет МК I "Суордфиш" совершил свой пробный полет 7 апреля 1934 года. Он представлял собой обтянутый полотном биплан, собранный из дюралюминиевых труб, имевший лишь несколько жестких плит из легкого сплава в передней части фюзеляжа. Несущие плоскости можно было складывать, чтобы самолеты удобнее было хранить в ангаре авианосца. Корпус имел два открытых места для пилотов спереди и одно для воздушного стрелка за ними. Управление рулями и элеронами было обычным, тросовым. Самолеты типа "Суордфиш" производили в двух модификациях: наземного или палубного базирования (с колесным шасси) и в варианте гидросамолета на поплавках.
     В начале второй мировой войны ВВС Англии имели 13 эскадрилий "Суордфиш", 12 из которых были морского использования. Опыт использования в 1940 году показал, что самолету при проведении торпедных атак не хватает скорости. Его применение в качестве торпедоносца требовало затяжного подлета к цели на определенной высоте, что позволяло противнику легко сбивать атакующую машину. Поэтому с 1943 года "Суордфиш" использовали в борьбе с вражескими подводными лодками. Появилась модификация Мк II, которая отличалась от предшественников тем, что нижние плоскости у этого самолета были усилены, а фюзеляж стал металлическим. В этом же году была выпущена последняя серийная версия - Мк III с антенной-радаром, располагающейся между стойками колес. Аппаратура радара была размещена в среднем отсеке пилота. Этот вариант самолета использовали в основном для уничтожения ночью немецких подводных лодок, подзаряжающих аккумуляторы. Существовала модификация самолета Мк IV с закрытой отапливаемой кабиной для эксплуатации в Заполярье. Последний "Суордфиш" был построен 18 августа 1944 года. Суммарный выпуск составил 2392 машины, из них 992 - Мк I, 1080 - Мк II, 320 - Мк III.
     Вооружение самолетов было довольно разнообразным. Например, Мк I вооружался торпедой и двумя 7,7-мм пулеметами "Льюис", воздушный стрелок мог также вооружаться пулеметом "Виккерс". Кроме этого, при отсутствии торпеды калибра 457 мм самолет мог нести на внешних узлах подвески бомбовую нагрузку общей массой до 730 кг или же морскую мину массой 680 кг. Между шасси иногда подвешивали дополнительный бензобак на 318 литров, что значительно увеличивало радиус действия боевых машин. Под крыльями устанавливали пусковые установки для стрельбы реактивными снарядами калибра 127 мм. Самолет также оснащался надувным спасательным плотом в специальном контейнере, который раскрывался при падении самолета в воду. Во время второй мировой войны "Суордфиши" покрыли себя легендарной славой, участвуя в проводке северных конвоев.

  Технические характеристики: "Суордфиш" Мк I - трехместный биплан в вариантах "торпедоносец" или "разведчик наземного или морского базирования".

Размах крыла 13,87 м
Длина
на поплавках
10,87 м,
12,32 м
Мотор "Бристоль-Пегас" III M/3
Мощность 514,5 кВт (690 л.с.)
Стартовый вес 3502 кг
Максимальная скорость
(на высоте около 1447 м)

233 км/ч
Дальность действия
(с дополнительным топливным баком)

1657 км

     Модель выполнена в масштабе 1:60.

Деталировка   Деталировка

     Вначале внимательно познакомьтесь с рисунками общего вида и отдельных узлов, определите место каждой детали. Все детали представлены на цветных листах 1 и 4, а также на тонкой бумаге в двухцветном исполнении. Последние (следите за описанием) по ходу работы придется наклеить на картон толщиной от 0,5 до 1,5 мм любым клеем с небольшим содержанием воды (лучше бустилат или ПВА). Все вырезанные детали с тыльной стороны обязательно пометьте карандашом.
     Сборку модели начните с изготовления фюзеляжа. Детали 1 и 2 служат шпангоутами. Наклейте их на картон толщиной 1 мм. Найдите деталь 3 на рисунке общего вида. Это хвостовая часть фюзеляжа. На настоящем самолете она была обтянута полотном. Поэтому неплохо было бы воспроизвести эту особенность и на модели. Перерисуйте продольные линии на ее изнанке, надрежьте бумагу острым резаком по заранее нарисованным линиям и согните заготовку в трубочку, изнанкой наружу. Тупым предметом продавите ребра так, чтобы они четко просматривались с расстояния вытянутой руки. Заготовку разверните и сверните опять, но уже лицевой стороной наружу. При этом все сгибы выгнутся в противоположную сторону, и грани детали получатся особенно рельефными.
     Попробуйте установить шпангоут 1, подогнав его по месту. Склейте деталь 3 в трубочку. Аккуратно, не торопясь, обозначьте на ней места отверстий под булавки (см. рисунок 1). Воткните булавки в деталь на глубину приблизительно 5 мм. Они помогут вам более точно зафиксировать сопрягаемые детали. А теперь сориентируйте шпангоут относительно хвостовой секции, пользуясь рисками на деталях, и окончательно установите его в нужном месте на клею.
     Аналогично собирается часть фюзеляжа с кабиной пилотов (деталь 6). Здесь, правда, необходимо учесть два момента. Во-первых, вырезы под кресла пилотов делаются после склейки всей секции. Во-вторых, до приклейки последнего шпангоута нужно установить пол в кабине пилотов (деталь 4 придется подогнать по месту). Кресла пилотов (деталь 5) устанавливаются позже на уже готовом самолете. Склейте носовую секцию фюзеляжа (деталь 7). В этой секции устанавливается только один шпангоут, причем только со стороны хвоста.
     Вырежьте деталь 8 - это передняя секция фюзеляжа. Постарайтесь заранее изогнуть лепестки его носовой части. Склейте ее, соединив лепестки в единый узел. Изнутри усильте их полосками бумаги, не замыкая при этом деталь в кольцо. Посадите на клею деталь 8 на деталь 7 разрезом вниз, но не глубже, чем на 3 мм. Швы деталей должны быть строго параллельны шпангоуту 2. На торец детали 8 наклейте мотораму (деталь 9).
     Теперь - сборка двигателя. Все "Суордфиши" оснащались звездообразным двигателем с девятью цилиндрами. Сборка макета двигателя представляет определенную сложность, а потому потребует терпения и аккуратности. Прежде всего вырежьте детали 10 и 11. Разделите их по размеру на две группы: "большие" и "маленькие". Каждую группу деталей разделите еще на девять "кучек" по девять штук в каждой. Всего должно получиться 9 кучек по 9 малых деталей и столько же деталей больших. Склейте детали из каждой кучки в столбик. У вас получилось 9 нижних и 9 верхних частей-цилиндров. Далее вырежьте детали 12 - это блоки цилиндров двигателя. Наклейте их на картон толщиной 0,5 мм.
     Склейте детали в столбик высотой примерно 6 мм. Соедините столбики между собой, как показано на рисунке. Нижние части цилиндров равномерно распределите по окружности детали 12. Напоминаем, что должно получиться 9 цилиндров. Когда клей схватится, все блоки цилиндров приклейте к детали 13. Предварительно ее придется наклеить на картонные столбики высотой 4 мм. Получился узел крепления двигателя к мотораме. На противоположную сторону блока цилиндров наклейте сборку из деталей 14. В свою очередь к этой детали крепится винт. После высыхания клея полностью собранный двигатель приклейте к детали 9.
     Займемся далее сборкой нижних крыльев. В детали 6 снизу прорежьте отверстие по намеченному контуру. Теперь необходимо изготовить центро-план. Вырежьте деталь 15 и наклейте ее на деталь 16. При установке в фюзеляже более тонкая деталь 16 должна быть ближе к секции "Б". Разметьте изнанку детали 15 (см. рисунок). Приклейте к ней фигурные кусочки картона толщиной 1 мм. В обозначенных местах в углубления перпендикулярно кромкам установите 4 канцелярские булавки. Углубления заполните густым клеем ПВА. Осторожно промажьте клеем изнанку детали 17. Аккуратно соедините обе детали и уберите клей. Поместите узел под груз. После полного схватывания клея (на это требуется около двух суток) укрепите центроплан в прорези детали 6, как показано на рисунке. Промажьте стыки густым клеем. Дайте клею просохнуть.
     Теперь несколько слов о крыльях, киле и стабилизаторе. На настоящем "Суордфише" плоскости этих узлов состояли из набора продольных и поперечных элементов, которые обтягивались полотном. После обтяжки полотняную обшивку для большей жесткости пропитывали аэролаком. В результате на крыльях и других плоскостях появлялся характерный рисунок. Попробуем и мы воспроизвести его на модели.
     Вырежьте нижние крылья (детали 18 и 19). Наклейте их на тонкий плотный картон. На этой стадии вам понадобятся толстые сапожные нитки толщиной 0,5 мм. Обмотайте ими плоскость крыла так, чтобы витки проходили точно по нарисованным на крыльях линиям. Закрепите зажимом конец нитки и аккуратно промажьте их клеем со стороны крыла. Дайте клею просохнуть. После этого со стороны нижней плоскости крыла скальпелем срежьте нитки. Теперь, взяв нитки той же толщины, обмотайте крыло еще раз так, чтобы витки на нижней плоскости соединили бы витки на верхней плоскости. При этом витки на верхней плоскости крыла будут идти немного наискось, как бы по диагоналям прямоугольников. Нитки промажьте клеем, дайте клею просохнуть, а потом срежьте лишние витки. Далее обрежьте концы ниток. Вырежьте детали 20, 21. Склейте детали, как показано на рисунке 3. Проследите, чтобы камуфляжная раскраска у них совпала на одной стороне. Нижнее крыло (деталь 18) разместите между "обложкой", полученной после склейки детали 21 (см. рис. 3). Второе крыло предназначается соответственно для второй "обложки" (деталь 20). Клеем ПВА, слегка разведенным водой, намажьте внутреннюю сторону "обложки" и, совместив контур крыла детали 19 с контуром детали 20, сожмите листки. Не дожидаясь, пока клей схватится, крыло тщательно помните с обеих сторон, чтобы резче проступили грани. И сразу же обрежьте края по контуру. Дайте крыльям хорошенько просохнуть без пресса в течение суток.
     Когда клей схватится полностью, устраните перекосы. Далее присоедините булавками крылья к центроплану, как показано на рисунке 2. Положите под фюзеляж кусок фанеры и наметьте отверстия под стойки шасси и стойки верхнего крыла. Шилом проколите отверстия диаметром 2 мм. По той же самой технологии соберите верхнее крыло из деталей 23, 24 и 25. Через отверстие в нижнем крыле наметьте отверстия для крепления стоек верхнего крыла. Проследите, чтобы наружные стойки были наклонены верхними концами в сторону от фюзеляжа на 8 мм. Шилом проколите отверстия в верхнем крыле. В отверстиях установите стойки, выполненные из тонких палочек диаметром 2 мм и длиной 35 мм.
     Из деталей 26, 27 и 28 склейте киль, а из деталей 29, 30 и 31 - стабилизатор.
     В хвостовой части фюзеляжа прорежьте щели (см. рис. 1 и 2) и установите в них хвостовое оперение. В носовой части закрепите на двигателе аэродинамическое кольцо (деталь 68). Предварительно переднюю часть кольца слегка надрежьте, а потом изогните, как показано на рисунке. В кабине установите кресла пилотов (детали 5). После этого можно крепить верхнее крыло, соединив его стойками с нижним крылом. Далее приклейте крышку контейнера спасательного плота (деталь 32). Установите правую и левую силовые стойки нижнего крыла (детали 33 и 34).
     Теперь займемся установкой шасси. В нашей разработке "Суордфиш" Мк I показан в двух модификациях: в варианте гидросамолета (на поплавках) и с колесными шасси. Гидросамолет имел два поплавка (правый и левый) так называемого реданного типа. Из деталей 35, 36, 37, 38 и 39 соберите левую, а из деталей 40, 41, 42, 43 и 44 правую части поплавков. Готовые узлы наклейте на киль. Проколите в них неглубокие отверстия и вклейте туда заостренные палочки, чтобы их выступающие концы на достаточную глубину входили в фюзеляж. В секции 8 фюзеляжа прорежьте щели, а в секции 6 шилом проколите отверстия. Установите в них две пары стоек. Проследите, чтобы не было перекосов. Когда клей схватится, установите оставшиеся четыре стойки шасси.
     Вариант самолета с колесным шасси можно собрать по рисунку, используя стойки шасси (детали 45, 46), деталь хвостового колеса 47, передние колеса (детали 48, 49, 50, 51 и 52). Известно, что самолеты с колесными шасси базировались на аэродромах и на авианосцах. В последнем случае для посадки на палубу корабля в хвостовой части они комплектовались специальными крюками - аэрофинишерами (деталь 49).
     Подошла пора крепить на двигателе винт. Склейте его из деталей 53, 54 и 55. Далее из деталей 56, 57, 58 и 59 изготовьте авиаторпеду - она показана на рисунках 1 и 2. Рули у торпеды необходимо немного подрезать. Установите на них защитное кольцо и лопасти. В нижней части фюзеляжа прикрепите стойки-подвески торпеды (детали 60 и 61), предварительно прорезав для них в фюзеляже щели длиной 8 мм. После высыхания клея переверните самолет поплавками вверх и приклейте на штатное место торпеду.
     Завершает сборку модели установка пулемета воздушного стрелка и курсового пулемета. В детали 3 прорежьте отверстие, закройте его деталью 62 на клею. Вырежьте и соберите пулемет (деталь 63). Стойки пулемета (деталь 64) прикрепите к детали 62. Из детали 65 изготовьте курсовой пулемет. Укрепите его на правой передней стороне фюзеляжа перед кабиной пилота. Курсовой пулемет вел огонь через плоскость вращения винта с помощью синхронизатора. Как последний штрих проколите шилом в крыльях модели небольшие отверстия и протяните между ними растяжки из тонких нитей.


ЛИСТ 1 - 224.416 кб ЛИСТ 2 - 285.807 кб ЛИСТ 3 - 177.673 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

различные виды пресс релизов
Hosted by uCoz