Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

ПРИГЛАШАЕМ В ГОСТИ

 


Валерий Дубинский

Палата, полная редкостей


     Первый музей в России был основан царём Петром. Так что императора можно назвать первым музейным работником. Пётр заложил свою Кунсткамеру* в 1714 году и готовиться к этому событию начал намного раньше. Выезжая в Европу, молодой царь по крупицам собирал будущие экспонаты.
     Из Дании он привёз кусок окаменевшего ископаемого хлеба, из Голландии целую коллекцию голландского анатома Рюйша, которая обошлась ему в 30 тысяч гульденов...
     Пётр хорошо понимал, что и обычные, обиходные предметы быта разных народов по прошествии многих лет становятся редкостными. Такой подход царь прививал и своему окружению. Кстати, сегодня среди экспонатов главного зала Кунсткамеры мы видим немало вещей самого Петра: плотницкий инструмент, токарный станок, выкованную руками царя полосу железа...
     Этот талантливый человек, рассказывают экскурсоводы, в совершенстве владел 14 ремёслами. Но самым удивительным было его занятие зубной хирургией. Удалять зубы стало излюбленным хобби царя.
     Понимая, что музейная работа держится на кропотливом многолетнем собирательстве, царь в 1718 году издал указ, который обязывал граждан о всех любопытных находках ему докладывать, и вводил поощрения на поиск и сохранение древностей.
     Поначалу, правда, в Кунсткамеру собиралось как бы "всё подряд", без какой-либо системы. Но постепенно начиналась работа по отдельным направлениям. А в 30-е годы XIX века от Кунсткамеры отпочковываются семь самостоятельных академических музеев. Два из них - этнографический и антропологический - объединяются под одной крышей и получают наименование Музея антропологии и этнографии (МАЭ), но их по-прежнему продолжают именовать Кунсткамерой. Имя же своего основателя Петра Великого музей носит с 1903 года.
     И сегодня ещё можно увидеть в уютном здании на берегу Невы первые экспонаты, положившие начало коллекции. Но всё-таки главное, о чём рассказывает музей, это о жизни многих народов Земли. Впрочем, начало этнографическим коллекциям тоже было положено в первые годы существования Кунсткамеры.
     В начале XVIII века люди редко отправлялись в путь-дорогу на дальние расстояния. Однако с первых же лет своей деятельности Российская Академия наук, которая была основана в 1714 году (на 10 лет раньше Кунсткамеры), специально направляла в малоизученные районы России экспедиции, которые собирали материалы о жизни народов Поволжья, Прикамья, Сибири, Дальнего Востока. Интереснейшие факты о жизни-бытовании соседей русичей оказались совсем рядом.
     Потом экспедиции вышли за российские границы. И оставалось только удивляться количеству живущих на Земле народов.
     Их не пять или шесть, как некогда думали: мол, немцы, турки, шведы, французы и иже с ними, а превеликое множество**.
     И каждый такой народ имеет свои, не похожие нравы, обычаи.
     Вот этот многоцветный мир и собран на невских берегах. Успевай только смотреть во все глаза и удивляться. И мы удивляемся. Например, восковым фигурам людей из полуденных стран, которые обитают в домах, где вместо стен опускающиеся шторы. Ведь иных и не нужно, там всегда тепло. Шторы же служат для защиты от насекомых и ползучих гадов.
     И этот многообразный мир требует к себе особого почтения. Все люди, все народы должны научиться уважать и понимать друг друга. Ибо человечество - это "клуб", в который, по словам английского писателя Честертона, мы ещё "должны записаться".
     По-разному попадали этнографические экспонаты в Кунсткамеру. Первые предметы из Австралии и с островов южной части Тихого океана поступили сюда в 1780 году. После того, как знаменитый капитан-исследователь Джеймс Кук погиб в ходе третьей своей экспедиции, его корабли заходили за пресной водой, провиантом и ремонтом на Камчатку. И в ответ на радушный приём россиян англичане подарили губернатору полуострова множество уникальных предметов. Заметим, что Европа увидела подобные редкости на полгода позже, чем жители Санкт-Петербурга.
     А в 1810 году музей обогатился мантией и шлемом короля Гавайских островов Камеамеа I. Сам король преподнёс их в дар главному правителю Российско-Американской компании А.А.Баранову.
     В начале века И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершали на кораблях первое русское кругосветное путешествие. А В.М.Головнин на шлюпе "Диана" обошёл вокруг света в 1807-1809 годах. И согласно предписанию, каждый корабль под российским флагом должен был привозить из заморских поездок "произведения других народов и трёх царств природы". Так вот и поставлялись культурные трофеи для главного российского музея.
     И коллекции продолжают пополняться поныне. Вот, скажем, на витринах, относящихся к быту народов Полинезии и Океании, есть дары знаменитого Тура Хейердала, и среди них - модель легендарного плота "Кон-Тики".
     Японский зал приобрёл свой сегодняшний вид и своё богатейшее собрание благодаря научному обмену. Когда японские музейные работники попросили своих коллег с невских берегов помочь им с материалами, рассказывающими о культуре и быте сибирских народов, Кунсткамера специально с этой целью снарядила две экспедиции по сбору предметов повседневного быта ненцев и кетов. Приняв редкий дар, японцы не остались в долгу и передали в Кунсткамеру свои подарки.
     Вот предметы, используемые в Японии в чайных церемониях. Обряд, состоящий не просто в том, чтобы "гонять чаи", но и дающий повод для созерцания природы, приобщения к мудрости старинных текстов, постижения смысла жизни. А рядом - оборудование японских национальных театров: театра теней, театра кабуки, где человек пытается походить на куклу, и театра бунраку, где, напротив, куклы играют людей; для вящего уподобления они достигают 3/4 человеческого роста. У дверей зала настороженно застыли фигуры самураев с мечами и в доспехах. И, наконец, витрина с игрушками, которые японцы преподносят ребятам в день девочек 3 марта и в день мальчиков 5 мая.
     Разглядывая витрины, не каждый, увы, задумывается о тех людях, благодаря которым собраны и сохранены все эти экспонаты. А их стоит, конечно, помнить в знак внимания и уважения. Давайте воздадим должное, например, скромному помощнику препаратора, иными словами, человеку, в обязанности которого входило набивать чучела птиц и зверей, Илье Вознесенскому. Задолго до продажи Россией Аляски (это случилось в 1867 году) в Кунсткамере был поднят вопрос об отсутствии материалов из Северной Америки. В ту пору русское купечество считало особой для себя честью помогать осуществлению подобных проектов, да и Российско-Американская компания оказала максимум поддержки будущей экспедиции в Америку. И сотрудник Кунсткамеры Вознесенский целых 10 лет провёл в сборах материалов для музея (1839 - 1849 гг.). В итоге в Петербург им было выслано свыше тысячи этнографических экспонатов.
     Нередко россияне, которые направлялись музеем в другие страны, подвергались опасностям, терпели в пути невзгоды. Но тем славнее их имена. И мы найдём среди них Николая Николаевича Миклухо-Маклая - бытописателя Новой Гвинеи, первого исследователя бассейна Амазонки Григория Ивановича Лангсдорфа, выдающегося африканиста Василия Васильевича Юнкера...
     Глядя на экспонаты, собранные в Кунсткамере, и самому хочется заглянуть в дальние экзотические страны. Теперь сделать это, конечно, гораздо легче, чем во времена Петра. Так что, может быть, сегодняшним читателям ещё суждено пополнить коллекции знаменитого музея.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

покраска литых дисков
Hosted by uCoz