Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 

Е. Гагарина

"Проделайте все сначала"


     "Наденьте шубу, меховую шапку, меховые перчатки, специальные очки. Попрощайтесь с родными. Включите зуммер -- по его звуку определите, достаточно ли заряжена батарея (если нет, замените ее). Зажигание поставьте на "поздно", ручное управление приводом дросселя поставьте на "четверть". Отрегулируйте доступ воздуха в карбюратор. Начинайте крутить пусковую рукоятку, но будьте осторожны -- можно отбить себе большой палец! Услышав первые звуки мотора, бросьте вращающуюся рукоятку. Кидайтесь на сиденье шофера, поставьте зажигание на "рано", увеличьте доступ воздуха, приподнимите ручку управления приводом дросселя. Затем вновь бросайтесь к рукоятке, остановите ее при помощи проволочной петли или резиновой вздержки. Сядьте опять на сиденье, нажмите на педаль газа, подрегулируйте зажигание, отключите доступ воздуха, включите передачу, сцепление, попытайтесь выехать из гаража. В случае остановки двигателя проделайте все с самого начала.
     Через километр пути включите масляный насос, чтобы смазать трущиеся поверхности двигателя, коробки передач и дифференциала. Во время всей поездки вам, возможно, придется остановиться, чтобы отрегулировать ацетиленовые фонари, несколько раз нажать на огромный резиновый мяч, чтобы раздался предупреждающий сигнал. Наверное, вам придется останавливаться для того, чтобы сменить сгоревшую свечу. Используя эти остановки, всякий раз регулируйте спадающие ремни коробки передач при помощи натяжного механизма. Закончив работу, не забывайте убирать инструмент..."

     Чтобы вас не утомить, мы процитировали лишь часть инструкции по пользованию автомобилем, подготовленной Александром Шперлом, сотрудником фирмы "Роллс-Ройс", в 1907 году. Пользоваться же автомобилем в начале века было еще труднее, чем дочитать инструкцию до конца. И все же из песни, как говорится, слов не выбросишь: история автомобиля начиналась созданием таких вот ненадежных, неудобных и неуклюжих до смешного самодвижущихся экипажей.
Внешний вид модели     В нашем автомузее еще не было ни одного автомобиля фирмы "Роллс-Ройс". Предлагаем вам собрать один из первых -- "TOMAS FLYABOUT" образца 1909 года. Модель выполнена в традиционном масштабе 1:32.
     Но прежде чем браться за ножницы, внимательно ознакомьтесь с рисунками, найдите, какой конкретно детали на сборочных чертежах соответствует ее развертка, четко уясните себе назначение, место расположения каждой детали, последовательность их склейки.
     Состоит деталь из двух основных узлов -- шасси и кузова. Традиционная для всех наших моделей схема поузловой сборки существенно упрощает ее и позволяет избежать перекосов, неизбежных при работе с бумагой. Нелишне также будет напомнить, что линии, заканчивающиеся стрелками, означают линии перегиба на 90°. Пунктирные линии -- тоже линии перегиба, только по этим линиям следует деталь изогнуть под углом больше или меньше прямого. Такие геометрические фигуры, как круги, квадраты или прямоугольники, перечеркнутые изнутри красным крестом, следует аккуратно вырезать по контуру. Маленькие цифры, поставленные на клапанах, рядом с деталями или внутри них, означают, что данную деталь следует склеить с указанной деталью.
     Все сопрягаемые поверхности и клапаны смазываются тонким слоем слегка разведенного водой клея. Не давая ему схватиться, детали и отдельные узлы быстро соедините, и, если соединение выполнено правильно, подержите некоторое время зажатым на плоской поверхности или между пальцами. Если капли клея выступают из-под краев сопрягаемых деталей, удалите их слегка влажной тряпкой или сухим ватным тампоном.

Деталировка   Деталировка

     Не последнюю роль в сборочном процессе играет рабочее место. Лучше всего воспользоваться письменным столом. Разумеется, со столешницы необходимо убрать все ненужное. А чтобы не поцарапать и не испачкать клеем крышку стола, подстелите широкую дощечку, лист тонкой фанеры или плотного картона. Из дополнительных материалов вам понадобятся небольшая палочка из древесины сосны или ели, слегка разведенный водой бустилат или ПВА. Замечено, что они меньше коробят поверхность склеиваемых бумажных разверток. А из инструмента под рукой всегда необходимо держать прямые и маникюрные ножницы.
     Начнем с кузова. Согласно сборочному рисунку, вырежьте крышу, стойки, боковины, задние и передние детали кузова и, где это требуется, придайте им необходимый изогнутый вид. Аккуратно подгоните каждую деталь по месту стыковки с другими деталями. Затем смажьте клапаны клеем и соедините развертки между собой. Пока клей не схватился, тщательно проверьте результаты своей работы. И если еще не поздно, постарайтесь исправить все замеченные перекосы. И в этом, и во всех последующих операциях советуем чаще себя контролировать. Мелкие неточности сборки станут заметнее, если склеенные узлы с разных сторон вы будете чаще рассматривать на вытянутой руке. Не пренебрегайте этим полезным советом.
     Склеенный узел кузова, как это хорошо чувствуют пальцы, недостаточно прочен. Пусть вас это не смущает. Сборка станет значительно прочнее после того, как вы присоедините к ней шасси. Основу его составляют коробчатые узлы, подклеенные снизу днища. Выклейте их отдельно друг от друга, а затем соберите в отдельный узел, как показано на рисунке.
     Соедините кузов и шасси в единую сборку. Сопрягаемые поверхности аккуратно промажьте тонким слоем клея и, слегка надавив, соедините их. Пока клей окончательно не схватился, убедитесь, что нет заметных на глаз перекосов.
     Осями модели послужат деревянные палочки диметром 2,5 мм. Выстругайте их из заранее подготовленной сосновой или еловой палочки. Готовые оси на клею плотно посадите в отверстия коробчатых узлов.
     По этой же технологии соберите рулевую колонку. Только палочку придется обточить до диаметра 2 мм.
     Не менее ответственная работа -- сборка передних и задних колес. Аккуратно вырежьте каждую развертку. Кольцевые детали вначале тщательно "обкатайте" на круглом карандаше пальцами, чтобы не было заметных складок. Отогните клапаны, смажьте их тонким слоем клея и быстро наложите на диски. Цилиндрическая поверхность колеса получается лучше, если постоянно, пока клей не схватился, подправлять пальцами форму. И здесь еще раз напоминаем о постоянном контроле -- небрежно выполненная склейка колеса приведет к заметным перекосам, отчего не только само колесо, но и вся модель в целом будет выглядеть небрежно выполненной. Готовые колеса на клею плотно посадите на оси.
     Очередь за деталями отделки. Последовательно наклейте на кузов детали переднего и заднего сидений, рулевую колонку, фары, ящики для инструментов.
     Дополнительной раскраски модель не требует, поэтому ее сразу можно поставить на стенд вашего автомузея. Напоминаем: модель нами реконструирована такой, какой она представлена в отделе автомобильной техники Британского политехнического музея.


ЛИСТ 1 - 506 кб ЛИСТ 2 - 439 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz