Содержание Адрес редакции Следующая статья

РАССКАЖИТЕ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО...

 


А. Волков, С. Соболь

Невидимки в океане


     В нашей местной газете под рубрикой "Новости разведки и контрразведки" прочел заметку о том, что у нас вот-вот начнут строить бетонные подводные лодки, а американцы создают авианосец-невидимку и корабли-арсеналы. Правда ли это, и вообще, возможно ли такое? Есть ли у вас подробности?
                                                                                     Дмитрий САЛЕХОВ, Астраханская область


Как спрятать авианосец?
     Действительно, недавно по зарубежным журналам и газетам прошла волна публикаций о новых, совершенно необычных военно-морских судах. В том числе и кораблях-невидимках.
     Лет 15 тому назад издания многих стран мира обошли сообщения о том, что американские специалисты, не успокоившись на создании самолетов-невидимок типа "стеллс", предлагают строить по той же технологии еще и морские суда.
     Одно такое плавсредство было построено и прошло серию испытаний в обстановке строжайшей секретности. Достаточно сказать, что из крытого дока, где прятали новинку, ее выводили лишь темной ночью, предусмотрительно сверившись с графиком полета спутников-шпионов над данным регионом.

Новый авианосец мега-класса. Длина палубы - 300 м; ширина кормы - 100 м. Покрытие на боках поглощает волны радаров. Нос корабля вздымается вверх, напоминая трамплин, он облегчает взлет самолетов.   Новый авианосец мега-класса

     Однако шила в мешке не утаишь. "Невидимое" судно засекли в океане, и волей-неволей пришлось дать кое-какие разъяснения. Похоже, впрочем, что, несмотря на все уверения в успешном ходе испытаний, их результат не очень вдохновил конгресс и ВМФ США на строительство боевого корабля по той же технологии. Во всяком случае, дальше нанесения специальных покрытий на обычные корабли, делавших их менее заметными в радиодиапазоне, дело, казалось, не пошло.
     Но вот в начале этого года немецкий журнал "Р.М." опубликовал рисунок и короткое описание авианосца нового поколения. На британской судоверфи "Воспер Торнкрафт" предлагают к 2015 году построить новый авианосец, который будет значительно менее заметен на экранах радаров, нежели нынешние.
     Главное отличие состоит прежде всего в том, что новый авианосец будет представлять собой тримаран с большим центральным поплавком-корпусом и двумя боковыми поменьше и покороче. Посадочная полоса размещается по диагонали, а взлетать самолеты будут с носовой части авианосца, где разместят мощные катапульты и своеобразный трамплин для облегчения взлета.

Вид тримарана спереди   Вид тримарана сверху
Вид спереди. Хорошо видны три корпуса авианосца-тримарана, придающие ему устойчивость даже в сильный шторм. Такая конструкция корпуса улучшает его обтекаемость, повышая скорость корабля.   Вид тримарана сверху: благодаря широкой палубе сразу три десятка самолетов могут одновременно готовиться к вылету и совершать посадку. Отправляясь на задание, летчики стартуют по длинной взлетной полосе, проложенной по главному корпусу корабля. Посадку же совершают на укороченную диагональную дорожку.

     Все управление движением корабля сосредоточено в носовой рубке. Надстройку же планируют использовать в основном как диспетчерскую для управления воздушным движением. Благодаря своим странным ребристым формам такая надстройка будет эффективно рассеивать и поглощать радарное излучение, подобно тому, как это происходит на острых углах современных самолетов, построенных по технологии "стеллс".
     Длина нового авианосца около 300 м, ширина - 100 м (вместо обычных пятидесяти). Он сможет развивать скорость до 40 узлов (70 км/ч).

Корабли-арсеналы
     На создание подобного корабля адмирала ВМФ США Александра Крекича натолкнул ход боевых действий в районе Персидского залива.
     "Когда корабль больше всего подвергается риску быть замеченным и атакованным противником? - размышлял Крекич. - В тот момент, когда он ведет огонь по позициям противника. К исходной позиции он может подойти незаметно под покровом ночной темноты, ослепив радары противника помехами, пользуясь своей собственной радиоскрытностью за счет технологии "стеллс". Но когда он начинает вести огонь... Вспышки залпов бортовой артиллерии, запуски крылатых, управляемых и неуправляемых, ракет заметны за много километров и сразу же демаскируют боевую позицию. Противник же принимает ответные меры..."
     Говоря проще, на обнаруживший себя корабль наваливается авиация противника, по нему начинает палить ракетами и снарядами вражеский флот...
     "А что, если создать такой корабль, уничтожение которого после того, как он произвел первые залпы, становится уже бессмысленным? - продолжил свои раздумья адмирал.
     Представим себе на минуту, что корабль представляет собой нечто вроде плавучей батареи или ракетной установки залпового огня. Тихо выйдя на заранее намеченную позицию, он производит залп всей мощью имеющегося вооружения по заранее намеченным целям, и все, арсенал пуст, как консервная банка, из которой выбрано все содержимое. И атаковать корабль уже бесполезно..."

Так будет выглядеть участие кораблей-арсеналов в боевых действиях...   Так будет выглядеть участие кораблей-арсеналов в боевых действиях

     По существу, описанный корабль-арсенал - это низко сидящая в воде самоходная баржа с небольшой надстройкой специальной формы, чтобы меньше отражала радарное излучение. Этой же цели - обеспечить минимальную радиозаметность - служит и специальное покрытие всего корабля. Но главное - расположенные по всей длине многочисленные ракетные шахты, в которых могут быть размещены как крылатые ракеты типа "Томагавк", так и обычные управляемые и неуправляемые ракеты типа "море - море", "море - суша".
     Немногочисленный экипаж - по некоторых данным, на плавучем арсенале достаточно всего 20 моряков - обеспечивает надлежащую техническую сохранность загруженных на базе нескольких десятков ракет и тщательную подготовку к их старту. При необходимости весь боезапас может быть выпущен в течение всего нескольких минут, после чего пустая баржа не представляет никакой практической ценности. Причем пуски могут быть осуществлены как непосредственно командой, так и дистанционно - с корабля управления.
     Первые испытания кораблей-арсеналов, возможно, состоятся уже в 2001 - 2002 годах.

Уйдет на дно бетонная подлодка?
     В апреле 1998 года британская газета "Санди таймс", ссылаясь на британских же военно-морских аналитиков, опубликовала сообщение, которое мы приводим почти дословно: Российский Военно-Морской Флот разрабатывает бетонированную подводную лодку. Эти подводные лодки тяжелее воды и будут лежать на недоступных до этого глубинах и нападать на надводные корабли с помощью вертикально запускаемых торпед. Их бетонированные корпуса и бесшумные двигательные системы делают их невидимыми для локаторов.
     Полагают, что русские близки к завершению создания бетонированных подводных лодок и, возможно, уже имеют опытные образцы. Эти суда, основанные на 30-летних разработках "подводного самолета", могут произвести революцию в военно-морских вооружениях.
     Новые подводные лодки будут погружаться на самую большую глубину под воздействием собственного веса. Внешние акустические системы станут обнаруживать движение надводных кораблей и нацеливать на них торпеды.
     Оснащенные аккумуляторами двигатели смоделированы с самолетных газовых турбин - засасывают воду впереди судна и под высоким давлением выбрасывают ее за корму, создавая тем самым движущую силу. Они также могут поворачиваться, чтобы обеспечить подъем со дна моря, как сопла самолета "Харриер". Аккумуляторы будут помещены в бетонированный корпус, в отличие от обычных подводных лодок их вес не ограничен.
     Бетонированные подводные лодки требуют минимального экипажа, который будет управлять ими из отсека размером с мини-автобус.
     Главным оружием таких подводных лодок будет реактивная торпеда "Шквал"..."

Схема бетонной подлодки-самолета
Схема бетонной подлодки-самолета. Цифрами обозначены:
1 - рули управления; 2 - движитель-водомет; 3 - бетонный корпус, армированный кевларом; 4 - сенсоры слежения за окружающей обстановкой; 5 - боевой отсек с ракетами-торпедами; 6 - отсек электронного оборудования; 7 - пост управления; 8 - аппаратура контроля; 9 - батареи; 10 - трубы водометов; 11 - турбины; 12 - балластные цистерны; 13 - аэродинамические плоскости, облегчающие подлодке маневры на глубине; 14 - генераторы; 15 - акустические датчики.

     Согласитесь, словосочетание "бетонный корабль" чем-то напоминает фразу "плывет топор". Идея "подводного самолета-лодки" тяжелее воды действительно существует, мало ли какие идеи высказываются... Двигатели и движители такому аппарату нужны большой тяги, а значит, их можно обнаружить. А поскольку большую часть времени лодка будет неподвижна, засечь ее противолодочному самолету и уничтожить не составит труда...
     И все-таки попробуем разобраться. Да, бетонных кораблей (линкоров, авианосцев, крейсеров...) не существует. Но в гражданском судостроении этот материал прижился прочно. Понтоны, причалы, дебаркадеры, баржи, наконец, крейсерские яхты из бетона, точнее - железобетона, давно уже не новость.
     Строительный материал из цемента, песка и гравия не ржавеет, предельно просто формуется, легко поддается ремонту. Хорошо защищает от радиации (это свойство значительно улучшается при внесении в бетон определенных добавок) и - принципиально для нашего разговора - отлично работает "на сжатие". А уж цемент для срочной заделки подводных пробоин имеется на каждом корабле.
     Правда, бетон отвратительно держит изгибающие и разрывающие нагрузки, что и сдерживает размеры бетонных (правильнее - армоцементных) судов. Однако корпус корабля испытывает такие нагрузки только при волнении, подводная же лодка на глубине от него избавлена.
     Так что, если вдуматься, строить подводные лодки из бетона есть смысл.
     Тем более что наряду с вертикальными пусковыми установками могут быть поставлены крылатые стратегические "Гранаты" и межконтинентальные РСМ-52.
     Можно возразить, что запуск ракет большой дальности с глубин в тысячи метров невозможен. Но вспомним: с глубины 1020 м подводная лодка "Комсомолец" торпеды (обычные, правда, не реактивные) успешно запускала. И хотя американские "Трайденты" запускаются с глубины не более полусотни метров, наши РСМ-52 ("главный калибр" "Тайфунов") спокойно уходят к целям с глубины 400 м... А если вспомнить еще одну старую идею - всплывающие контейнеры, с которых происходит запуск, - становится понятно, что глубина непреодолимым препятствием не является.
     Так что получается, бетонные подлодки создать вполне можно. И даже понятно, зачем их стоит строить. Однако пусть британские аналитики не считают эти строки прямым подтверждением своих догадок - мы, как и они, пользуемся только открытыми источниками да собственными домыслами.
     Как же может выглядеть бетонная субмарина-самолет?.. Взгляните на рисунок. С виду такая лодка несколько напоминает толстобрюхий самолет с короткими крыльями. В воде больше и не нужны - водная среда в 800 раз плотнее воздушной. В носу логично расположить отсек управления, в корме - рули и водометные движители. Тут же поблизости разместятся и насосы с электродвигателями, которые будут запитываться от аккумуляторных батарей, занимающих всю нижнюю часть подлодки. Ну а в центре разместятся пусковые шахты ракет-торпед.
     Постройка же такого корабля представляется так. На берегу может быть вырыт соответствующих размеров и формы котлован, в нем устанавливаются отсеки, арматура - и все заливается бетоном. После его схватывания вокруг "изделия" отрывается котлован большего размера, зачищается внешняя поверхность лодки, а потом удаляется перемычка, а импровизированный "док" заполняется водой. Выйдет из него бетонная подлодка своим ходом...
     Таким видят флот недалекого будущего зарубежные специалисты. Ну а каким он станет на самом деле? Поживем - увидим...


Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Продажа авто в кредит
хендай солярис хэтчбек 2016 в Подольске.
Hosted by uCoz