![]() |
![]() |
ИДЕИ И ПРОЕКТЫ |
|
Третье измерение
|
На Всемирной выставке изобретений "Эврика-96" в Брюсселе сразу две медали -- золотую и серебряную получили разработки братьев Нурахмеда и Нуруллы Латыповых. На первый взгляд ничего особенного они собой не представляли. Человек забирается внутрь двухметровой сферы и словно оказывается в ином мире. Ну что ж, очередной аттракцион, скажете вы. Но давайте не торопиться с выводами. Вот что рассказывает сам автор разработки Нурахмед ЛАТЫПОВ.
Многие, наверное, имеют представление о том, что такое виртуальная реальность. Кто-то о ней читал, кто-то видел в кино или по телевизору. Вспомним, как действуют герои в такой передаче. Вот он облачается в спецкостюм, надевает шлем и очки-мониторы, в которых отображается трехмерное пространство. Включается компьютер, оживают датчики... Стоит человеку повернуть голову чуть в сторону, и вокруг послушно изменяется панорама, будто вы и в самом деле очутились в неведомом мире. И перед глазами человека разворачивается картина, сконструированная художниками и программистами. Ну а если еще у вас на руках перчатки, позволяющие взаимодействовать с компьютерными объектами, то иллюзия пребывания в смоделированном пространстве становится почти полной.
"Почти", но не совсем. И дело тут не только в том, что картинка, отображаемая на телеэкране, не такая уж качественная или перчатки не дают полного ощущения окружающего мира. Это в конце концов огрехи технического плана, вполне устранимые в скором будущем.
Попробуйте-ка сделать шаг-другой в этом виртуальном мире, и вы убедитесь в его иллюзорности. Ведь сквозь виртуальные очки человек видит только то, что рисует перед ним компьютер, а не то, что его окружает -- стулья, столы, стены, на которые неминуемо наткнетесь, если и в самом деле решите действовать. Потому пользователи таких устройств обычно либо сидят в кресле, либо в лучшем случае топчутся на пятачке, огражденном от неожиданностей поручнями. Передвигаться на дальние расстояния в виртуальном мире приходится с помощью рук. И обычно перчатку надевают лишь на одну из них, а другая манипулирует компьютерной "мышью". Однако согласитесь, "ходить на руках" -- это противоестественно. Рушатся все иллюзии, какими бы убедительными их ни старались создать художник с программистом.
Так нельзя ли создать устройство, благодаря которому человек мог бы свободно передвигаться по компьютерному миру на собственных ногах, в любую сторону, на сколь угодно большое расстояние? Да притом без всякого риска свернуть себе шею, наткнувшись на реальную преграду?
|
Один из братьев Латыповых демонстрирует спецснаряжение "виртуалера", так они окрестили свою сферу |
|
Прообраз подобного устройства уже есть. Вспомните беличье колесо. Как ни шустро бежит зверек, а все остается на одном месте. И нет для него никаких препятствий, даже клетка не помеха.
Правда, для нашего случая беличье колесо не подходит. И мы заменили его сферой. Представьте себе полый шар диаметром около 2,6 м, собранный из прочного материала. Человек может в нем без опаски ходить, бегать, прыгать. Покоится же шар не просто на полу -- тогда он наверняка куда-нибудь укатится, а на специальных шаровых опорах, позволяющих ему одинаково свободно вращаться по любой из трех пространственных координат. Словом, влезай и отправляйся в какую угодно сторону. А моделируемое виртуальное пространство будет меняться не только в зависимости от сценария, но и в соответствии с перемещениями человека, его действиями, даже направлением взгляда. Дело в том, что компьютер управляется с помощью новой, не имеющей аналогов в мире системы датчиков, которая не зависит от какой-либо искусственной системы отсчета. Она "привязана" к самому надежному ориентиру -- геомагнитному полю земли.
Пока нам не хотелось бы раскрывать подробности конструкции датчиков изобретателя В.Бровина, которые мы использовали. Они -- одно из важнейших "ноу-хау" нашей разработки. Скажем лишь, что в их основе лежат обыкновенные компасы. Стрелка этого прибора, как вы знаете, несмотря ни на что, упрямо показывает на север, а датчик -- положение той или иной части тела относительно, скажем, горизонтали. Если он укреплен на пояснице и показывает, что угол с горизонталью равен 0°, значит, человек лежит, 90° -- стоит, 45° -- нагнулся... Такая магнитная стрелка сигнализирует, в какую сторону повернуто тело, определяет направление перемещения. А расстояние легко рассчитать по количеству сделанных шагов...
При одном и том же наборе виртуальной амуниции -- мини-компьютер, тренажер-сфера, шлем с перчатками и костюм с датчиками -- можно создавать любую обстановку. Она зависит лишь от той программы, которую вы заложите в компьютер, да, пожалуй, еще от изобретательности специалистов, которые готовят сценарий. Никаких других ограничений здесь нет.
|
Перед вами виртуальная сфера в разрезе |
Где может быть использована такая установка? Ну прежде всего напрашиваются игровые аттракционы. Теперь каждый может стать одним из героев полюбившегося мультика и, войдя в роль, испытать все приключения, которые выпадают рисованным героям. Пригодится она и спортсменам. Разминки и тренировки перестанут быть монотонными. Ведь вместо "боя с тенью" тренер может предложить своему подопечному боксеру в спарринг-партнеры хоть Касиуса Клея. На репетициях в театре такая установка поможет актерам взглянуть на себя со стороны. Ведь виртуальный мир вполне позволяет даже раздвоиться. Не откажутся от ее услуг и космонавты. Она не только облегчит тренировки в выполнении стыковок или других операций в космосе, но позволит "проиграть" даже высадку космического десанта на другую планету...
Наша виртуальная сфера сравнительно невысока по цене. Например, шлемы типа VFX1, I-Glasses стоят примерно столько же, сколько цветной телевизор. Сама же сфера при массе около 100 кг собирается из 32 секций, выполненных из композитных материалов, но можно и из дюралюминия. В разобранном состоянии ей нетрудно найти место даже в легковом автомобиле. Наладить же производство подобных шаров, равно как и спецкостюмов, не представляет особой технической задачи.
Рассказ записал
Дмитрий ГАВРИЛОВ
![]() |
![]() |
![]() |