|
|
В. Малов
Нет здесь ни запада, ни востока...
|
Один из романов Жюля Верна называется "Путешествия и приключения капитана Гаттераса". Если ещё не читали, скажу: герой его, отважный капитан Джон Гаттерас, настойчиво пытается пробиться на своём корабле сквозь льды к Северному полюсу.
В шестидесятые годы прошлого века, когда великий фантаст работал над своей книгой, выглядело это и в самом деле чистейшей фантастикой: никому и никогда ещё не удавалось побывать на северной макушке Земли. Немало предпринималось попыток, однако каждый раз путешественникам приходилось сходить с дистанции из-за жестокой стужи и невыносимых тягот пути по бескрайним льдам, не ясно, что скрывающим: то ли океан, то ли земную твердь. Вот и оставалось мечтать о покорении разве только в романах.
И всё-таки полюс в конце концов сдался! 6 апреля 1909 года к самой северной точке нашей планеты добрался на санях, запряжённых собаками, американский путешественник Роберт Пири...
Почему же, собственно говоря, так хотелось человеку, несмотря на все препятствия, покорить Северный полюс? Неужели нельзя было подождать "лучших времён", когда появятся самолёты и мощные ледоколы?
Но человеку свойственно стремиться к достижению невозможного. А полюс Земли из размера не только труднодосягаемого, но и слишком необычного.
Посмотрите-ка на глобус. Сходятся в этой точке все меридианы планеты. Ни востока на полюсе нет, ни запада. В какую сторону ни возьмёшь направление, всё равно двинешься к югу. И ещё: Земля вертится вокруг воображаемой оси, все другие географические её точки, например, Москва или Буэнос-Айрес, оказываются то на солнечной стороне, то на теневой. А полюс остаётся неподвижным, словно ось некоего тела. Между прочим, само слово "полюс" греческого происхождения, оно как раз и обозначает "ось".
Есть, наконец, у полюса ещё одна любопытная особенность: из-за того, что земная ось немного наклонена, на нём за год сменяются... всего лишь один день и одна ночь. Правда, они особенные, полярные, и длятся по полгода...
Чтобы разобраться во всех этих хитростях обстоятельнее, проделайте несложный опыт. Поставьте на стол лампу, пусть она послужит Солнцем. А сами обойдите вокруг стола с глобусом в руках, наблюдая за тем, как меняются на различных частях глобуса свет и тень.
Полный оборот — это один год. Если при этом вы ещё и повернёте глобус вокруг оси 365 раз, год будет смоделирован совсем точно. Однако в этом нет особой необходимости: даже повернув маленькую Землю 3 — 4 раза, всё равно вы всё увидите наглядно. Только не забывайте при этом следить, чтобы положение оси никак не менялось. Ведь у настоящей Земли оно всё время остаётся постоянным, и поэтому полгода один полюс находится ближе к Солнцу, а другой дальше. Именно поэтому в то время, как на одном из них длинный полярный день, на другом такая же полярная ночь. А в другие полгода всё меняется.
Итак, в 1909 году Роберт Пири достиг наконец Северного полюса. Некоторые в то время всерьёз полагали: раз полюс — место необычное, значит, и природные условия там должны быть особенными.
Но нет, как выяснилось, самая северная точка Земли ничем не отличалась от окрестностей — тот же сплошной лёд. Пробурив его, Пири выяснил, что суши в районе полюса нет: вся центральная часть Арктики — это океан, скованный вечными льдами. И позже с Северным полюсом, на котором вслед за первопроходцем побывало много разных экспедиций, оказалось связано немало интересных и важных открытий.
Выяснилось, например, что географический полюс и магнитный не совпадают. А ведь до этого сколько веков считалось, что стрелка компаса указывает строго на север...
Самое студёное место северного полушария вроде бы должно находиться именно на полюсе: ведь именно он дальше всего отстоит от Солнца. Но нет, "полюс холода", как оказалось, располагается не в Арктике, а в Якутии, в Оймяконе. Бывает, морозы ударяют тут до минус 70 градусов!
Однако район Северного полюса во многом определяет погодные условия за сотни и тысячи километров от него. Поэтому, чтобы давать точные прогнозы, необходимо досконально изучить закономерности происходящих в центре Арктики атмосферных процессов.
А другой полюс Земли, Южный? Любопытно, что его покорение оказалось самым тесным образом связано со штурмом Северного полюса. Скажем, Руаль Амундсен, великий полярный исследователь, в 1909 году, как и Пири, готовил экспедицию в Арктику. Узнав же, что тот добился успеха первым, честолюбивый норвежец, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно "Фрам" к берегам Антарктиды.
До Амундсена достичь южной точки Земли безуспешно пытались несколько экспедиций. По тем же самым причинам: жестокая стужа (в Антарктиде ещё холоднее, чем в Арктике!) и непереносимые тяготы пути по льдам. Вдобавок здесь почти никогда не стихают свирепые ураганы. Однако Амундсен решил, что первым на Южном полюсе обязательно будет он, и блестяще провёл своё путешествие, продумав буквально всё до мелочей.
Между 80 и 85 градусами южной широты норвежцы предварительно устроили склады с продовольствием и топливом. Костюмы для участников похода были сшиты... из одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Шли норвежцы на лыжах, а поклажу везли собачьи упряжки. 14 декабря 1911 года Южный полюс был покорён меньше чем через два года после Северного.
Люди стремились узнать как можно больше и о "крайнем юге" Земли. Изучение его до сих пор продолжается — наверняка вы слышали названия антарктических полярных станций "Восток", "Мирный" и других, где постоянно работают учёные. И южная оконечность планеты постепенно раскрывает свои тайны.
Таятся подо льдами Антарктиды каменный уголь, олово, вольфрам, молибден, медь, свинец, цинк. А свирепые антарктические ветры могут стать источником дешёвой электроэнергии, приводя в движение генераторы ветровых электростанций... Есть и другие любопытные проекты, связанные с освоением "крайнего юга". Ведь добраться сюда теперь куда легче, чем во времена Амундсена...
А полюсы притягивают, зовут. То и дело мы слышим или читаем, что какой-то смельчак отправился на северную или южную макушку на лыжах или собачьих упряжках, как в давние времена. Зачем? Да прежде всего для того, чтобы испытать себя, проверить, хватит ли сил, воли, мужества для одоления маршрута. Чтобы открыть полюс уже не для всего человечества, а для себя.
|