|
|
Кони на скаку
|
Мы уже привыкли к тому, что
фотография, киносъемка могут отчетливо запечатлеть падение капли,
полет пули, зигзаг молнии... А кто первым догадался остановить
мгновение?
Американца Эдварда Майбриджа иногда
называют "отцом кинематографа США". Именно он первым стал фиксировать
на фотопленке различные быстротекущие процессы. А началось все с того,
что в 70-е годы прошлого века бывший губернатор штата Калифорния и
основатель университета, поныне носящего его имя, Лиланд Станфорд, поспорил
как-то с приятелем. Он утверждал, что в момент скачки лошадь отрывает
от земли все четыре копыта, а его оппонент считал, что хотя бы на одну
ногу она обязательно опирается.
Помочь установить истину Станфорд
попросил Майбриджа, который так вспоминает формулировку проблемы:
"Задача состояла в получении четкого и контрастного изображения на
мокроколлоидной пластинке путем настолько короткой экспозиции, чтобы
копыто лошади, движущееся со скоростью более 30 ярдов (1 ярд = 91 см.
- Ред.) в секунду, не "размылось".
Прежде всего фотограф разработал
очень чувствительную эмульсию, позволявшую делать не минутные и даже
не секундные, а гораздо более короткие выдержки. Оставалось подловить
подходящий момент бега лошади.
Для экспериментов бывший губернатор
выделил своего любимого рысака Окцидента с жокеем и коляской. Майбридж
принялся снимать, однако фотографии не удовлетворяли ни заказчика, ни
его самого. Наконец он придумал, как поступить.
В ясный весенний день 1878 года
Майбридж нацелил на дорожку ипподрома 12 фотокамер. На противоположной
стороне дорожки были развешаны белые простыни, расчерченные черными
линиями. Поперек дорожки натянули 12 тонких нитей, каждую из которых
подсоединили к затвору соответствующего фотоаппарата.
Когда Окцидент побежал, он
последовательно стал обрывать нити, тем самым приводя в действие
затворы. В итоге Майбридж получил несколько снимков, на которых было
видно, что Окцидент "явно отрывает все четыре ноги от поверхности
земли".
|
Некоторые из исторической серии фотографий, запечатлевшие бег
Окцидента под управлением Э.Эджингтона
|
Так экс-губернатор выиграл спор, а
Майбридж прославился как изобретатель нового способа делать снимки
быстрого движения. Позднее он увеличил батарею камер до 24, а нитки
заменил специальными контактами, утапливаемыми в песок дорожки: они
срабатывали, когда по ним проезжало колесо повозки.
Ну а сам Майбридж, скакун Окцидент
и его жокей Э.Эджингтон вошли в историю фотографии.
|
|
Современные снимки скачек. Они отчетливо показывают, что
родоначальник моментальной фотографии не ошибся в своих выводах.
Лошади в движении действительно отрывают от земли все четыре ноги!
|
|