|
|
И ветер, и волна...
|
Мы уже не раз рассказывали вам о том, как изобретатели хотят вернуть в ХХI веке на моря-океаны суда, использующие энергию ветра. Мы намеренно не называем их парусниками -- это уже другой класс судов. Один из таких энтузиастов -- московский изобретатель Виталий Петрович ФЕДЧИШИН.
"Ветроходами" он занимается более 30 лет. И давно уж понял, что возвращать на моря старинные парусники не имеет никакого смысла. В наше время вполне можно запрячь ветер куда более рациональными способами.
Вместо парусов Федчишин предлагает устанавливать на судах ветродвигатели. Но не обычные вертушки, а усовершенствованные. Главное их преимущество прежде всего в том, что ось вращения каждого такого ротора не горизонтальна, как обычно, а вертикальна: ротор крутится подобно карусели на детской площадке.
В таком новшестве есть своя логика. Во-первых, тогда на одной оси можно поставить несколько вертушек и они не будут забирать друг у друга дующие сбоку ветры. Это позволит резко повысить КПД установки. Не страшны им и штормы. Если на парусниках приходилось убирать паруса, то жесткие лопасти вертушек, сделанные из металла или пластика, при сильном ветре можно сдвинуть в одну сторону, установить строго "по ветру", как нарисовано на схеме. При этом они практически не оказывают сопротивления усилившемуся воздушному потоку, в таком положении лопастям даже ураган не страшен.
|
|
Так лопасти колеса убираются при шторме |
Возьмем другую крайность -- полное безветрие. Как тогда двигаться ветроходу? За счет энергии волн, полагает Федчишин. Ведь очень редко бывает так, чтобы наряду с безветрием на море царил еще и полный штиль. Даже когда ветер стихает, на воде еще несколько дней остается зыбь.
Энергию колеблющейся воды изобретатель предлагает использовать с помощью разработанных им волновых двигателей. В основу одного из таких двигателей Федчишин положил всем известный... поплавок. Под действием волн он движется вверх-вниз, и такое движение затем преобразуется в удобную для дальнейшего использования форму энергии.
Однако при этом оказалось необходимым решить две проблемы. Во-первых, нужно, чтобы само судно на волнах не поднималось одновременно с поплавком -- иначе как же будет работать преобразователь? Эту проблему Федчишин предлагает решать с помощью полупогружных судов. Большая часть каждого из них находится глубоко в воде, чтобы поверхностное волнение не мешало. Таким образом и пассажирам такого судна обеспечивается комфорт -- их не будет укачивать, и ветродвигатели на мачтах не будет излишне болтать, и волновой преобразователь станет работать эффективно.
|
|
Так выглядит один из возможных вариантов полупогружного судна, использующего энергию и ветра, и волн |
А сам поплавок установлен на качающемся вверх-вниз рычаге, который вместе со всем механизмом закреплен на вертикальной стойке. Длину этой стойки можно менять в зависимости от загрузки судна, следя, чтобы поплавки все время оставались на поверхности или вблизи нее.
При колебаниях поплавков специальные механизмы, состоящие из зубчатых реек и шестеренок с обгонными муфтами, преобразуют качание во вращение вала, связанного с низкооборотным электрогенератором.
|
|
Соосные ветроколеса противоположного вращения. Показан один из вариантов, когда валы напрямую соединяются с электрогенератором |
Кстати, при этом используются не только вертикальные колебания, но и возвратно-поступательное движение бегущих волн. Поплавок, снабженный лопастями, при этом попросту вращается, как обычная турбина.
|