Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

ИДЕИ. ГИПОТЕЗЫ. ПРОЕКТЫ

 


Э. Федин

А кто не потонет в... пене?


     За последние сто с лишним лет Регистром Ллойда - организацией, которая следит за безопасностью плавания, зафиксировано 1250 исчезновений кораблей в океанах; особо отметим: корабли исчезают, а не гибнут.
     Катастрофы, влекущие гибель судов, обычно вызваны штормами, пожарами, столкновениями друг с другом или с айсбергами. Борьба за их спасение ведется на глазах многих свидетелей, сопровождается радиопереговорами, да и часть экипажа чаще всего спасается, становясь свидетелями трагедии. При исчезновении корабля он пропадает вместе с экипажем бесследно, причем зачастую в тихую погоду. Как это происходит, к примеру, в том же Бермудском треугольнике...


     Выдвинуто немало гипотез, объясняющих эти загадочные случаи. Одна из последних принадлежит профессору Ю.А.Долгову из Новосибирска, основоположнику новой научной дисциплины - термобарогеохимии. В свое время Юрий Александрович участвовал в длительной экспедиции по Тихому океану, где и разработал новый подход, который основан на исследовании структуры глубинных придонных вод. Долгов установил следующее. Хоть и сжимаются углекислый газ и вода по-разному, но под действием внешнего давления на глубине 2 - 4 км плотность газа и воды уравнивается. Ниже этой плоскости накапливается тяжелый газ в чистом виде, выше - газ, растворенный в воде. Слой чистого газа скачком переходит в смесь. При этом объем растворенного углекислого газа резко увеличивается. Он начинает выделяться из воды. Вес легкого слоя уменьшается, падает давление и на границе раздела. Пузырьки газа, быстро увеличиваясь в объеме, устремляются вверх и с большой скоростью выбрасываются на поверхность,
     образуя пенный слой. Зоны таких выбросов могут достигать диаметра 10 - 15 км и более.
     Любой корабль, попав в зону пенного слоя, потеряв расчетную архимедову силу, будет поглощен пеной. Он исчезнет со столь высокой скоростью, что никто не успеет даже подать сигнал бедствия. Исчезнувшие корабли иногда потом всплывают, но уже с погибшим экипажем, а то и без него, становясь этакими "летучими голландцами".
     Пенное состояние зависит от величины полости - накопителя газа и ее положения по глубине.
     Выброс, как правило, начинается с того, что океан становится "странным". Поверхность вод охватывает волнение. Горизонт затягивается туманом, из-за которого не видно солнца, а граница океана и атмосферы почти исчезает в белой пене. А затем следует выброс максимальной силы.
     Попав в столб выброса высотой в несколько километров, могут пострадать и самолеты. В углекислом газе глохнут моторы, теряют сознание пилоты, и воздушные корабли падают в океан.
     ...Такова в общих чертах гипотеза профессора Долгова. К сожалению, ученый не успел подтвердить ее экспериментально. Он ушел из жизни в 1993 году. Быть может, преуспеют будущие поколения исследователей, и тогда загадочное исчезновение судов и самолетов получит свое окончательное объяснение.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz