|
|
Е. Анатольева
Твой первый гобелен
|
Любую работу нужно начинать, конечно же, от "печки". Для изготовления гобеленов главное - это ткацкий станок. К сожалению, купить готовый - целая проблема. Так что лучше сделать его своими руками. Для работы вам понадобятся два бруска сечением 50х40 мм и два - сечением 100х40 мм (все длиной 1500 мм), две скругленные рейки длиной по метру и одна прямоугольная сечением 60х10 мм и длиной 1600 мм, толстый картон размером 1500х1500 мм, калька, краски - акварель или гуашь, две упаковки шурупов длиной 50 мм, болты М5 или М6 с шайбами и гайками, толстые льняные нити основы (так называемый макей) и разного цвета шерстяные нити типа "ковровки".
Когда подберете все необходимое, можно приступать к изготовлению рамы станка. Ее размеры выбирают с таким расчетом, чтобы она была не менее чем на 30...40 мм в ширину и 400...500 мм в длину больше предполагаемого размера задуманного изделия. Боковинами рамы послужат бруски сечением 50х40 мм, а горизонтальными полками - бруски сечением 100х40 мм. Широкая полка нужна для удобства постановки колков - в нашем случае шурупов для натягивания нитей основы. Раму для прочности стяните стальными болтами.
Для крепления основы на верхнюю и нижнюю полки рамы следует завернуть шурупы по заранее выполненной разметке. В нашем примере шурупы устанавливаются по диагонали по три в ряду. Для этого всю рабочую ширину бруса горизонтальными линиями разделите на четыре равные части, а поперек этих горизонтальных линий через каждые 10 мм нанесите вертикальные линии. В точках пересечения заверните шурупы так, чтобы их резьбовая часть полностью погрузилась в древесину. На крайние шурупы намотайте 5 или 6 витков плотной нитки, чтобы сформировать валик, а все промежуточные заполните так, как показано на фотографиях. Так у вас получится рабочее поле, составленное из вертикальных рядов основы.
Большинство гобеленов, как правило, снизу имеют бахрому. Для ее получения сначала через все ряды основы, чередуя нити, протягивается одна скругленная рейка, затем с обратным чередованием нитей - вторая. Две рейки лучше поддерживают полотно, а нити основы за счет равномерного натяжения при плетении легче отделятся одна от другой. Но и это еще не все. Сверху над этими рейками устанавливается еще одна - плоская. Чередование нитей на ней совпадает с чередованием на нижней рейке. Ее длина немного больше расстояния между вертикальными стойками, ровная верхняя грань образует прямую узкую плоскость, на которую и начинают укладывать так называемое бердо - горизонтальный ряд, служащий окантовкой нижнего края гобелена. Для изготовления берда обычно берется льняной шнур. Один конец его привяжите к левой стойке рамы и дальше приемом "вязание крючком" формируйте цепочку, каждое звено которой проходит через нить основы. После плотного стягивания второй конец шнура завяжите на правой стойке рамы.
На этом подготовка полотна к работе завершена. Остается главный вопрос: что же на нем "рисовать"? Начинающему советуем заняться плетением самого простого гобелена. Для этого на небольшом листе (так очевиднее просматривается вся композиция) акварелью или гуашью пишется эскиз-замысел. Лучше, если он будет иметь графическое решение. В нашем примере рассматривается вид на крыши домов старого города с высоты птичьего полета. Перерисовав этот эскиз, снимите с него на кальку две копии. На обоих проработайте контурные линии и детали будущего гобелена. Сравнив рисунки, определите лучший. На него карандашом или тушью наложите сетку с ячейкой, равной 10х10 мм. Зная размер будущего гобелена и размеры эскиза, определите масштаб увеличения. Затем нанесите на картон сетку в увеличенном масштабе. И отдельно, по клеточкам, перенесите на него всю композицию. Картон с эскизом закрепите на раме позади основы. Раскрашивать цветными красками всю композицию не обязательно - вдруг захотите поменять цвет или же, наоборот, во время плетения у вас под рукой не окажется ниток нужного цвета.
Начинают плести гобелен с нижнего края, причем первую нить берут одного цвета. Исходя из характера эскиза, количество одноцветных рядов подбирают таким, чтобы высота их была в пределах 30...50 мм. На этой стадии верхний ряд нитей обязательно совместите с нижним краем эскиза. Далее детали рисунка вывязывают последовательными шагами, переплетая нити основы и нити утка (так называется горизонтальная нить) разного цвета. Для этого вокруг пальцев левой руки из шерстяной нити наматывают восьмерку одного цвета. Эти витки затем складывают в клубочек. Конец нити протягивают под последний виток. Клубочек-уток разматывают в обратной последовательности. Для этого правой рукой на себя "открывают" несколько рядов основы, а левой подают за образовавшийся экран весь уток. Нить слегка натягивают и придавливают вниз ткацкой лопаткой или тяжелой вилкой. Эту операцию повторяют на протяжении всей работы с гобеленом.
При смене цветной нитки в ряду, как это нередко бывает, обрывается связь. Если этот переход происходит в одном ряду, то это не страшно. Если же образуется сплошной зазор по вертикали, то его обязательно нужно стянуть с изнанки дополнительным швом. Свисающие концы нитей аккуратно срезают ножницами заподлицо. Удивительно, но за счет трения и переплетения ворсинок концы нитей не выпадают из гобелена в течение всей его долгой жизни.
Из традиционных утковых материалов в плетении гобеленов используют шелковые и шерстяные нити, волокна льна, хлопка, джута, узкие полоски кожи, ленты капроновых чулок и даже металлические нити. Материал утка может быть как одинаковой толщины, так и разной. На одном полотне разные нити могут чередоваться между собой, создавая части картины, где гладкие поверхности соседствуют с ворсистыми или блестящими. В основу их исполнения закладывается разная техника плетения, показанная на рисунках 1 - 12.
Верхний край полотна должен совпадать по ширине и толщине с нижним. Сверху вывязывается бердо, перед снятием гобелена его затягивают, препятствуя распусканию нитей утка. С рамы полотно подрезают сначала снизу, затем сверху, как можно ближе к шурупам. Нити основы свяжите парами в изящную бахрому. Далее растяните гобелен на большом плоском деревянном щите и прибейте по краям мелкими гвоздями. Сверху полотно накройте влажной тканью. Через сутки, когда ткань подсохнет, ее можно снимать. Для равномерного натяжения всех нитей гобелен необходимо прогладить утюгом. И только после этого его можно повесить на стену, как ковер, или даже поместить в багет, как картину.
|