Содержание Адрес редакции

ИДЕИ И ПРОЕКТЫ

А. Волков, инженер-конструктор

В шаре все едино --
и колеса, и кабина...


     ...Немногочисленные отдыхающие на берегу дальневосточного залива Золотой Рог застыли в удивлении. Из-за склона горы бесшумно выкатился черный шар размером с двухэтажный дом и, подминая под себя кустарник, проследовал к берегу. Преодолев без видимого труда двухметровый каменный уступ, остановился у второго, еще более высокого, как бы раздумывая, куда направиться дальше. Наконец принял решение -- сдал чуть вбок, обходя препятствие. Через несколько секунд загадочный объект достиг кромки берега и так же бесшумно поплыл, покатился по волнам. Невольные зрители терялись в догадках: что бы это могло быть? Новейшая разработка военных? Корабль инопланетян? Постепенно от предположений о природе странной конструкции перешли к техническим вопросам. Какие силы заставляют шар преодолевать препятствия, подниматься в гору, менять направление движения?

     Среди всех мыслимых и немыслимых объяснений было и такое, высказанное пенсионером, в прошлом инженером-механиком. Пожалуй, сам того не ведая, он был очень близок к истине.
     -- Представьте, -- пояснял он, -- внутри шара сидит гигантская белка. Она карабкается по стенке сферы, стараясь забраться как можно выше; вот объект и перемещается под ее весом. Помнится, в каком-то журнале я видел подобную картинку...
     В конце концов, страсти на пляже улеглись, все успокоились, полагая, что огромный шар больше не появится. Однако не прошло и часа, как он возник на горизонте. И явно направлялся прямо к пляжу. Тут уж большинство не выдержало -- бросились врассыпную от греха подальше. Остались на месте только пожилой инженер-механик да самые отчаянные из мальчишек.
     Шар остановился неподалеку. Из открывшегося люка спустился трап, и по нему ловко соскользнули вниз три человека в серебристо-серых комбинезонах. Это были явно земляне, и старик с ребятами направился к ним.
     -- Ну как наш шароход? -- не ожидая расспросов, обратился к любопытствующим один из членов экипажа.
     -- Полагаю, ваш аппарат оснащен гравитационным двигателем, работающим по принципу "белка в колесе". Не так ли? -- полюбопытствовал бывший инженер-механик.
     Поняв, что имеет дело с коллегой, командир шарохода стал объяснять устройство аппарата, прямо на песке вычерчивая его:
     -- Оболочка машины выполнена из высокопрочного, радиопрозрачного композита на основе углеродных волокон. Сквозь нее с помощью особого радара водитель видит всю окружающую обстановку. Внутренняя поверхность сделана шероховатой для надежного сцепления с широким пневматиком ведущего колеса. Внутри шара, чуть выше его диаметрального сечения, располагается рабочая площадка, всегда сохраняющая горизонтальное положение за счет противовеса и мощного гироскопа...

Схема шарохода
Диаметр оболочки 10 м
Вес с полной нагрузкой 10 т
Мощность двигателя 1400 кВт
Момент инерции гироскопа 6000 кгм/с
Вес маятника 2 т
Скорость на суше 30 км/ч
Скорость на воде 20 км/ч
Наибольшая высота преодолеваемых препятствий 2 м
Схема шарохода Основные технические данные шарохода

     Тут в разговор ухитрился встрять один из мальчишек:
     -- А для чего гироскоп?
     -- У тебя есть велосипед? -- вопросом на вопрос ответил командир.
     Мальчишка кивнул.
     -- Тогда проведи эксперимент. Сними колесо и, держа за ось, раскрути его посильнее, а затем попробуй наклонить. Оно будет сопротивляться тем сильнее, чем больше раскручено и чем ты резче попытаешься изменить его положение. Вот эту "упрямость" волчка или гироскопа в технике используют для стабилизации гироплатформ -- как бы ни изменялось положение шара, платформа с людьми и приборами внутри его будет сохранять горизонтальное положение...
     А роль "белки", приводящей в движение шароход, исполняет устройство, состоящее из электродвигателя с источниками питания, редуктора и ведущего колеса. В комплексе все это представляет собой физический маятник, шарнирно крепящийся в центре шара. Маятник по желанию водителя можно поворачивать вокруг оси, чем достигается изменение в направлении движения.
     Чем больше угол между маятником и вертикалью, тем круче гору может одолеть шароход. Но вот на его пути встретилось препятствие, для преодоления которого вращающий момент на ведущем колесе требуется больший, чем момент маятника при его максимально возможном отклонении. В этом случае маятник с некоторой угловой скоростью должен упереться подшипником в торец ротора гироскопа, и ведущее колесо получит возможность полностью использовать всю мощь двигателя.
     -- Вот такая механика, -- закончил свой рассказ испытатель.
     -- Интересно, -- заметил старый инженер, -- а что будет, если водитель зазевается и ваш аппарат наткнется на непреодолимое препятствие? Не перевернется ли платформа вверх тормашками со всем экипажем.
     -- Нет, -- улыбнулся испытатель. -- В таком случае сработают концевые выключатели и обесточат двигатель. Так что и это предусмотрено...
     Все, что здесь рассказано, -- правда и неправда одновременно. Житейские сценки с любопытствующими зрителями, наблюдавшими за испытаниями, конечно, мною придуманы. А вот сам шароход, его устройство, расчетные характеристики -- сущая реальность, хотя и осуществленная пока только в проекте. Пусть оценят его по достоинству не только читатели, но и те, кто мог бы воплотить такой шар в металле. Высокая проходимость, малое удельное давление на почву позволят использовать его для преодоления любого бездорожья, на больших пространствах пустынь или тундры, для движения по воде, болоту...
     Ну а на Венере или Марсе такой шароход покажет себя по-настоящему...


Содержание В начало статьи Адрес редакции

Hosted by uCoz