Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 


В. Ротов

"Первые во всем"


     Таков девиз известной итальянской автомобильной фирмы "Фиат". Вот уже несколько десятилетий стараются следовать ему итальянские конструкторы, несмотря на мощнейший натиск не менее известных конкурентов. Безупречный дизайн, экономичный двигатель, прекрасные ходовые качества, повышенные требования к чистоте выхлопных газов, удобству для водителя и пассажиров поддерживают устойчивый спрос на эти машины едва ли не во всех странах мира. Не случайно ведь одна из ранних моделей "Фиата" стала базовой для производства машин подобного класса в Польше, Австралии и у нас в России. Напомним, что наши "Жигули" - это слегка видоизмененный и приспособленный для российских дорог "Фиат".
     А высоко держать марку, качество и престиж итальянцам помогают ежегодные международные салоны, выставки и соревнования. Еще не было такого, чтобы итальянские автомобилестроители их пропустили. И на каждом выставляется если не новая, то существенно усовершенствованная модель. А то и не одна. Не случайно, самая известная ныне марка фиатовских моделей - "Альфа Ромео-турбо" вот уже несколько лет подряд занимает призовые места на ралли в Монте-Карло, в других престижных международных соревнованиях.
     Предлагаем сегодня построить бумажную модель сразу двух моделей "Фиата": первая - "Альфа Ромео-турбо" и вторая - "Фиат 131 Абарт". Выполнены они в традиционном для нашего автосалона масштабе - 1:32.


     Прежде чем браться за ножницы, внимательно ознакомьтесь с рисунками, найдите, какой конкретно детали на сборочных рисунках соответствует ее развертка, четко уясните себе назначение, место расположения каждой детали, последовательность их склейки.
     Состоит модель из двух основных узлов - кузова и шасси. Предлагаемая схема поузловой сборки упрощает ее и позволяет избежать перекосов, неизбежных при склеивании бумажных деталей. Нелишне будет напомнить вам, что линии, заканчивающиеся стрелками, означают линии перегиба. В нашей работе это значит, что по этим линиям следует деталь изогнуть. Угол изгиба не всегда бывает прямой. В некоторых случаях детали склеиваются под углом 30, 45, 60, 105, 120о. Кружки, квадраты и прямоугольники, перечеркнутые красным крестом, тоже следует по внешнему контуру выре-зать. Маленькие цифры, проставленные рядом на самих деталях или на их клапанах, означают, что данную деталь следует склеить с указанной деталью.
     Все сопрягаемые поверхности и клапаны смазываются тонким слоем слегка разведенного водой клея. Не давая ему схватиться, детали быстро соедините и, если соединение выполнено правильно, подержите некоторое время зажатыми на плоской поверхности или пальцами. Случается, что капли клея выступают из-под краев сопрягаемых деталей. Удалите их тотчас же сухой тряпкой или ватным тампоном. Во время работы старайтесь держать руки не только сухими, но и чистыми. Обычно настоящий моделист моет руки после склейки 3 - 5 деталей. И еще следует помнить, что бумагу нельзя сильно растягивать. От присутствия в клее влаги, как и от влажных рук, линейные размеры особенно узких и длинных деталей немного увеличиваются. В итоге, казалось бы, такой пустяк скажется на качестве сборки - в конце работы она приобретет неряшливый вид.
     Не последнюю роль в сборочном процессе играет рабочее место. Для этих целей лучше воспользоваться письменным столом. Разумеется, со столешницы необходимо убрать все ненужное. А чтобы крышку стола не испачкать клеем, подстелите широкую дощечку, лист тонкой фанеры или плотного картона. Из дополнительных материалов вам понадобится небольшая дощечка из древесины сосны или ели, слегка разведенный водой бустилат или ПВА - замечено, что они меньше коробят поверхности склеиваемых бумажных разверток. А из инструмента под рукой необходимо держать прямые и маникюрные ножницы.
     Начнем с кузова. Согласно сборочному рисунку вырежьте крышку, боковины, задние и передние детали корпуса и, где это требуется, придайте им изогнутый вид. Аккуратно подгоните каждую деталь по месту ее стыковки с другими деталями. А теперь быстро смажьте клапаны клеем и соедините развертки между собой. Пока клей не схватился, тщательно проверьте результаты выполненной работы. И пока еще не поздно, если заметите неточности, исправьте все замеченные перекосы. И в этой, и во всех последующих операциях советуем чаще себя контролировать. Мелкие неточности сборки станут заметнее, если склеиваемые узлы с разных сторон рассматривать на вытянутой руке. Не пренебрегайте этим полезным советом.
     Склеенный узел кузова, как это хорошо чувствуют пальцы, не обладает достаточной прочностью. Но пусть вас это не смущает. Сборка станет значительно прочнее после того, как присоедините к ней шасси - вторую часть модели. Основу его составляют два коробчатых узла передней и задней подвески. Выклейте их независимо друг от друга, а затем соберите шасси, как показано на рисунке.
     Соедините вместе кузов и шасси. Сопрягаемые поверхности аккуратно промажьте тонким слоем клея и, слегка надавив, соедините их. Пока клей окончательно не схватился, убедитесь, что нет перекосов.
     Осями машины послужат деревянные палочки диаметром 2,5 мм. Остругайте их из заранее заготовленной сосновой или еловой дощечки. Готовые оси на клею плотно посадите в отверстия коробчатых узлов.
     Не менее ответственная работа - сборка передних и задних колес. Аккуратно вырежьте каждую развертку. Кольцевые детали пальцами обожмите на круглом карандаше. Отогните клапаны, смажьте тонким слоем клея и быстро наложите на диски. Цилиндрическая поверхность колеса получается лучше, если пальцами рук постоянно, пока клей не схватится, подправлять форму. И здесь еще раз напоминаем о постоянном самоконтроле - небрежно выполненная склейка приведет к заметным перекосам, отчего не только колеса, но и вся модель в итоге будет выглядеть небрежно выполненной. Готовые колеса на клею плотно посадите на оси.
     Очередь за детальной отделкой. Последовательно наклейте на кузов передний и задний бамперы, сигнальные огни, фары, стеклоочиститель, зеркала заднего вида.
     Вот теперь модель полностью собрана. Как видите, никакой дополнительной раскраски она не требует. Модель нами реконструирована такой, какой она сходила с конвейера заводов "Фиат" последние пять лет.

Технические характеристики:

Автомобиль "Фиат 131 Абарт":   Автомобиль "Альфа Ромео-турбо":
1. Габаритные размеры, мм - 4380 х 1450 х 1680   1. Габаритные размеры, мм - 4520 х 1430 х 1630
2. Мощность двигателя, л.с. - 75   2. Мощность двигателя, л.с. - 158
3. Объем двигателя, см3 - 1200   3. Объем двигателя, см3 - 1995
4. Максимальная скорость, км/ч - 160   4. Максимальная скорость, км/ч - 215
5. Емкость топливного бака, л - 55   5. Емкость топливного бака, л - 60
6. Средний расход топлива, на 100 км - 6,8   6. Средний расход топлива, на 100 км - 8,2
 
Деталировка - 80.648 кб   Деталировка - 115.832 кб


FIAT 131 ABARTH (ЛИСТ A) - 333.127 кб FIAT 131 ABARTH (ЛИСТ Б) - 303.062 кб ALFA ROMEO TURBO (ЛИСТ A) - 393.448 кб ALFA ROMEO TURBO (ЛИСТ Б) - 337.317 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz