Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

КОГДА ПРАДЕДУШКИ БЫЛИ МАЛЕНЬКИМИ

 


В. Малов

Марка завоёвывает мир


     Даже представить невозможно, что когда-то письма путешествовали по свету без марок. Однако почтовые марки не столь уж и давнее изобретение: первая из них появилась только в 1840 году. Новшество оказалось исключительно важным - именно марки сделали работу почтовых служб много совершеннее.

     Дело в том, что система оплаты почтовых услуг прежде была несовершенной и запутанной. Даже в Англии, где почта с давних пор работала особенно чётко. Правда, в XVIII веке английское правительство попыталось провести почтовую реформу, установив единую таксу пересылки письма в зависимости от расстояния, но идея оказалась не слишком удачной. Многим англичанам цена почтовых сборов показалась явно завышенной. Нелепым было и то, что за письмо платил не отправитель, а адресат. Неудивительно, что некоторые хитрецы принялись изобретать разнообразные способы, как обмануть почту.
     В результате королевское почтовое ведомство стало нести ощутимые убытки. Поэтому уже в 40-х годах XIX века английский парламент, обеспокоенный неладами в почтовом деле, образовал специальную комиссию для проведения новой почтовой реформы. Она рассматривала самые разнообразные проекты. Наиболее же удачным оказалось предложение Роуленда Хилла, простого сельского учителя.
Памятник Роуленду Хиллу     6 января 1837 года в Лондоне вышла в свет написанная им брошюра "Реформа почтового ведомства, её значение и осуществимость". В ней предлагалось снизить оплату за письма до одного пенса независимо от расстояния до места назначения. Но самая главная идея состояла в том, что для отправки письма надо было наклеивать на конверт оплаченный отправителем "маленький кусочек бумаги, достаточный для того, чтобы поставить на нём почтовый штемпель, и покрытый с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить его к конверту".
     Пожалуй, никакими другими словами и по сей день не дать более точного определения почтовой марки, чем это сделал в своей брошюре Хилл. Вот разве что только следует добавить, что на марке есть изображение и указана цена...
     Хилл полагал, что почтовое ведомство "должно заказать подобные кусочки бумаги в типографии, проследить за печатанием, чтобы знать, сколько штук было сделано, разделить тираж между почтмейстерами, а они позднее должны рассчитаться деньгами за полученное количество экземпляров". Снижение цены за отправку письма должно было, по мнению Хилла, привести к увеличению количества отправляемых писем и в конечном счёте принести ощутимый доход. Чуть забегая вперёд, надо сказать, что Хилл оказался абсолютно прав.
     Почти сразу же после опубликования брошюры Хилла с изложением сути почтовой реформы влиятельная лондонская газета "Таймс" объявила конкурс на лучший проект почтовой марки. В нём приняли участие около 3 тысяч человек, однако ни одна из идей не удовлетворила ни жюри, ни самого Роуленда Хилла. Многие из них были по меньшей мере странными - предлагалось, например, выпустить марку размером с сам конверт и прямо на ней указывать имя и адрес получателя.
     Тем не менее среди предложений встречались и дельные. Так, например, некий Бенджамин Чевертон полагал, что на марках должен быть изображён портрет королевы Виктории, только-только вступившей на английский престол. Причём дело здесь не только в уважении к монарху, но и в том, что марку с портретом много труднее подделать, чем какую-либо другую. В случае подделки, как писал Чевертон, непременно "бросится в глаза изменившееся общее впечатление от портрета, а не различие в шрифте, буквах или орнаменте. Может быть, трудно будет сказать, в чём именно различие между двумя портретами, но оно немедленно будет замечено".
     Правда, нарисованный Чевертоном портрет королевы Виктории жюри не устроил, но идея была одобрена. В конце концов образцом для первой в мире марки послужила памятная медаль с профилем девятнадцатилетней королевы, выбитая в 1837 году в честь её первого посещения лондонской ратуши.
     В создании первой марки приняли участие немало людей. Не считая Роуленда Хилла, которому английское правительство официально поручило провести почтовую реформу, к ним надо отнести Уильяма Уайона, автора памятной медали, художника Генри Корбула, нарисовавшего эскиз медали для гравёров по металлу Чарлза и Фредерика Хитов, отца и сына. Они не только перенесли на стальную пластину, предназначенную для изготовления печатной формы, портрет королевы Виктории, но и выгравировали над ней слово "почта" ("postage"), а внизу номинал марки - "one penny".
     Печатать почтовые марки было поручено известной лондонской типографской фирме "Персон, Бэкон и Петч", занимавшейся выпуском ценных бумаг. О многокрасочной печати ещё и речи не было, поэтому первая в мире почтовая марка получила название "чёрный пенни" - за цвет и стоимость.

''Чёрный пенни''   За цвет и стоимость первая в мире почтовая марка
получила название "чёрный пенни".

     "Чёрные пенни" не отличались большими размерами, но были вполне "достаточны для того, чтобы поставить на нём почтовый штемпель". 1 мая 1840 был отпечатан первый тираж. В тот день Хилл записал в своём дневнике: "Марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте!"
     Чем была вызвана суматоха, объяснять не надо. Ведь стоимость пересылки писем резко уменьшилась, и каждый старался запастись почтовыми марками на будущее.
     Выпуск первого тиража "чёрного пенни" не обошёлся без определённых трудностей. Не так-то легко оказалось подобрать подходящую для печати бумагу и краску. Первая печатная форма была изготовлена в спешке и быстро износилась. Пришлось делать по гравюре Хитов новую. Не сразу типограф-ские рабочие фирмы "Персон, Бэкон и Петч" освоили и трудоёмкий процесс нанесения клейкого слоя на обратную сторону марки. Он то не ложился ровным слоем, то никак не застывал.
     Хорошо ещё, что наносить его приходилось не на каждую марку в отдельности, а сразу на большой лист, поскольку "чёрный пенни" печатался блоками по 240 штук. На листе было 20 горизонтальных рядов, и в каждом по 12 марок. Кстати говоря, марки ещё не разделялись перфорацией, и в почтовых конторах поначалу использовали специальные ножницы, чтобы вырезать марки из цельного листа.
     Чуть забегая вперёд, надо сказать, что перфорирование - горизонтальная и вертикальная "прострочка" между рядами марок иглами специальной машины - стало применяться в 1854 году. Это позволило отделять их друг от друга без помощи ножниц, а по краям марок появились зубцы.
     Как бы то ни было, все трудности были преодолены, и в мае 1840 года письма стали путешествовать по Англии, а затем и по всему миру с первыми почтовыми марками. Великая идея Роуленда Хилла, бывшего сельского учителя, ставшего генеральным почт-мейстером королевской почты, воплотилась в жизнь.

1. Первая марка США 1842 года. 2. Первая марка Бразилии вышла в 1843 году.
3. В Швейцарии первые марки вышли в том же 1843 году. 4. Первая марка Бельгии 1849 года.
5. В Испании первая марка вышла в 1850 году. 6. В 1850 году марка вышла и в Пруссии.

     Вслед за Англией собственными марками стали обзаводиться и другие страны. Первой из европейских государств примеру Великобритании последовала Швейцария - марки вышли здесь в 1843 году. Почти одновременно с ней первые почтовые марки отпечатала Бразилия. В 1849 году появились бельгийские марки с изображением короля Леопольда I в военной форме. А в следующем, 1850 году собственными почтовыми марками обзавелась Испания - на них был профильный портрет королевы Изабеллы II. А на первой голландской марке, вышедшей в свет в 1852 году, запечатлён король Вильгельм III.
     В России первая почтовая марка официально поступила в обращение 1 января 1858 года. В отличие от многих других монархических стран, на ней был изображён не царствующий император Александр II, а государственный герб России - белый двуглавый орёл на фоне голубого овала. Зубцов на этой марке ещё не было. Начиналась же история первой российской марки семью годами раньше...

Первая российская почтовая марка
поступила в обращение 1 января 1858 года.
  Первая российская почтовая марка

     В 1851 году Почтовый департамент командировал одного из своих чиновников, Алексея Прохоровича Чаруковского, в Европу для изучения опыта перевозки почты железнодорожным транспортом. Вернувшись, Чаруковский представил подробный доклад не только по этому вопросу, но и о вошедших в обиход в нескольких странах почтовых марках.
     В докладе содержались и конкретные рекомендации по изготовлению отечественных марок. Дело, правда, затянулось из-за Крымской войны, но в конце концов правительство выделило необходимые средства, и в Экспедиции заготовления государственных бумаг начались подготовительные работы.
     Решено было выпустить марку с одним рисунком, но разных цветов и с тремя разными номиналами - 10, 20 и 30 копеек. 20 октября 1857 года образцы утвердил Александр II. Сначала были отпечатаны листы с 10-копеечными марками. В Венской придворной типографии Экспедиция закупила перфорационную машину, но её не удалось сразу наладить. Вот так и получилось, что самые первые русские марки начали своё путешествие по городам и весям тоже без зубцов. Прежде чем дефекты в перфорационной машине были устранены, в продажу поступило... 3 миллиона марок. Ну а все последующие русские марки уже имели зубцы.
     Нетрудно подсчитать, что Россия отстала от Великобритании в выпуске почтовых марок на 17 лет. Но при этом опередила многие другие страны. В 1866 году собственные почтовые марки появились в Египте, Гондурасе, Сербии. В 1868 году в Иране. Через три года свои марки выпустили Япония и Венгрия. В 1878 году - Китай, а в следующем - Болгария. В 1894 году - Эфиопия. А к концу XIX века изобретение Роуленда Хилла оценил по достоинству весь мир.

Глядя на почтовую марку, вряд ли мы задумываемся о том, как она создавалась. А между тем это особое производство. Всё начинается со штихеля художника, вырезающего образец на стальной пластине. Затем создаются печатные формы, на обратную сторону отпечатанного листа с блоком марок наносится слой клея... И наконец тираж новой марки готов.  
 
 


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Мечтаете подарить
бар в виде сундука напольный, оцените у нас большой выбор подарков.
Hosted by uCoz