Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

ИГРОТЕКА

 


Н. Амбарцумян

Мода - модой,
а витраж красив


     Мода на витражи пришла в Россию из Западной Европы, где уже в пятом веке украшали стеклянной мозаикой стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков феодалов. Известные художники разных эпох - Альбрехт Дюрер, Ганс Гольдбейн-Младший обращались к искусству витража. В одном из окон Третьяковской галереи можно и сегодня увидеть замечательный витраж, на котором изображен всадник. Автор - великий русский художник Михаил Врубель.
     Сегодня витраж снова популярен. Но дорог. Потому логично попытаться украсить квартиру или дачу самому, не обращаясь к мастерам.
     Настоящий, профессиональный витраж - дело для новичка почти недоступное. При изготовлении применяется специальное цветное стекло, скрепляемое свинцово-оловянной жилкой особого профиля, прокатанной на специальном станке. Но с помощью художников-витражистов удалось выработать упрощенный, вполне приемлемый вариант для прямолинейных рисунков, который, мы уверены, заинтересует многих из вас.
     Если идея пришлась по душе - за работу! Начинайте с эскиза в цвете. Неплохо, к примеру, украсить стеклянный проем кухонной двери или вентиляционного окошка, соединяющего кухню с ванной комнатой, особенно в старых домах.
     Когда эксиз будет готов, нарисуйте весь узор карандашом в натуральную величину на листе ватмана и пронумеруйте каждый элемент. Затем рабочий рисунок перенесите с помощью копировальной бумаги на картон, разрежьте на отдельные элементы и также их пронумеруйте. Каждый из элементов будет служить шаблоном. Края шаблонов следует уменьшить на толщину металла, из которого собираетесь изготовить жилку, скрепляющую детали витража.
     Стекло можно взять самое обыкновенное - оконное. Стеклорезом на ровной поверхности верстака или покрытого сукном рабочего стола вырежьте по шаблонам каждую деталь эксиза. Для окраски деталей советуем воспользоваться специальными керамическими красками. Их выпускают в готовом виде и перед работой разводят водой. Удобнее наносить краски распылителем или поролоновым тампоном, чтобы получился тонкий прозрачный слой. При окрашивании не забывайте сверяться с эскизом. Чтобы краски приобрели впоследствии прочность и долговечность - обожгите детали витража в кухонной духовке в течение двух часов при температуре приблизительно 250 градусов. Нагревать и остужать изделия следует очень медленно. Доставайте детали витража только после того, как температура в духовке сравняется с температурой воздуха в комнате.
     Если не удастся приобрести специальные керамические краски, воспользуйтесь нитрокрасками, обжиг в этом случае не понадобится. Но высокого эффекта от таких красок ожидать трудно.

 

     Соединительная жилка для прямолинейных рисунков делается из белой жести - толщиной не более 0,7 мм. Нарежьте металл полосками и изогните таким образом, чтобы в сечении они приняли форму буквы "П". На металлическую матрицу, что на рисунке, изготовленную с помощью строгального или фрезерного станка, наложите полоску и начинайте ее обжимать в слесарных тисках металлическим пуансоном, паз которого шире рабочей части матрицы на двойную толщину изгибаемого металла. Ширина же рабочей части матрицы должна быть чуть больше толщины стекла.
     Каждый фрагмент стекла обрамьте готовой жилкой. Для этого нарежьте жилки для каждой грани, а в углах спаяйте оловом.
     Затем детали наложите на рабочий эскиз, номера помогут разобраться, какую деталь куда приложить. Жилки припаяйте сначала с одной стороны витража, затем - с другой. Старайтесь работать аккуратно, помните: от нагрева обрамленное жилкой стекло может лопнуть. Особенно осторожно переворачивайте витраж, не спаянный целиком, лучше это делать с помощниками.
     Существует и совсем простой способ изготовления цветной стеклянной мозаики, внешне напоминающей витраж. Начинающим этот способ поможет приобрести большой опыт работы по обработке стекла. Смысл заключается в том, что стеклянные элементы рисунка не обрамляются металлической жилкой и не скрепляются между собой краями, а наклеиваются на прозрачное стекло, установленное в раме. Зазоры же между разноцветными стеклами заполняются мастикой или эпоксидной смолой.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz