Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

МУЗЕЙ НА СТОЛЕ

 

В. Ротов

Тайна острова Бэк-Кап


     Остров Бэк-Кап в Атлантическом океане. В его центре под многометровым слоем скалистого грунта скрыта огромная пещера, где нашел пристанище граф д’Артигас, на самом деле известный больше как пират Кер Каррадже. С помощью "фульгуратора Рока" он мечтает стать владыкою мира. Но мечтам его не суждено сбыться. В последний момент автор страшного оружия Том Рок сам уничтожит свое изобретение и остров.
     Вспомнили сюжет романа Жюля Верна "Флаг Родины", вышедшего в свет сто с лишним лет назад? Есть в нем небольшой эпизод, рассказывающий об английской подводной лодке "Суорд", сумевшей проникнуть в логово пирата. О ее технических характеристиках в романе сказано немного: водоизмещение 12 т. Две динамо-машины, питаемые током от аккумуляторов, приводят в движение гребной винт. Внутренний объем лодки разделен на три части водонепроницаемыми переборками. Первое помещение, если смотреть с кормы, предназначено для аккумуляторов и двигателей. Второе, центральное, отведено штурману. Над ним выступает перископ с двояковыпуклыми стеклами, через которые проходят лучи электрического фонаря, освещающего путь. Третье, носовое, помещение - для экипажа. Вот и все. Разве можно по такому описанию заключить, как же на самом деле выглядела лодка? Чем не еще одна тайна острова Бэк-Кап!
     С подобными многочисленными вопросами пришлось столкнуться в 1936 г. чешскому инженеру Карлу Земану, когда кинематографисты попросили его реконструировать "Суорд". Конечно, для фильма нужна была не настоящая подлодка, а только ее модель, но задача оказалась непростой.
     Земан подошел к работе изобретательно. По многочисленным описаниям (а к концу прошлого века подводные лодки уже плавали в морях) он получил представление о том уровне инженерной мысли. Как правило, все конструкции того времени представляли собой бочкообразные корпуса с обтекаемыми колпаками на носу и корме. Между собой детали корпусов соединялись массивными заклепками. Многие имели на носу гарпун, напоминающий костяной выступ меч-рыбы. Движителем служили гребные винты, похожие на сдвоенные, а то и строенные рыбьи хвосты. Во вращение их приводила мускульная сила матросов. Передние и задние рули подлодки напоминали грудные и брюшные рыбьи плавники.
     Все это и было воссоздано в модели К.Земана.


     Попробуем и мы для морского музея собрать модель из бумаги в масштабе 1:50.
     Приготовьте острые ножницы, клей ПВА или бустилат, несколько булавок с шарообразными головками, картон толщиной 2 мм. Расстелите на своем письменном столе большой лист фанеры или картона и принимайтесь за работу.
      Сначала внимательно разберитесь, какой детали на сборочном рисунке (см. рис.) соответствует ее развертка. Договоримся сразу: выклеивать модель будем методом поузловой сборки. Этот метод упрощает последовательность склейки деталей, исключает накапливание ошибок и перекосов, уменьшает загрязнение всей сборки клеем.

Деталировка

     Перечислим основные узлы в порядке их расположения с носа до кормы. Это гарпун, носовой отсек с передними рулями, центральный отсек с рубкой и перископом, кормовой отсек с задними рулями и, наконец, гребной винт в виде трехлепесткового рыбьего хвоста. В этой же последовательности начнем сборку. Обратим лишь внимание на общие требования. Линии, заканчивающиеся стрелкой, означают линии перегиба. Это значит, что по этим линиям следует деталь изогнуть. Кружки, перечеркнутые внутри красным крестом, следует вырезать тоже изнутри. Маленькие цифры, отмеченные рядом с деталью или на клапанах, означают, что данную деталь следует склеить с указанной деталью. Клапаны нужно смазать тонким слоем слегка разведенного водой клея и быстро наложить на сопрягаемую деталь. Выступающие капли клея быстро удаляйте сухой тряпкой или ватным тампоном. Во время работы старайтесь держать руки сухими и чистыми. Всегда помните: при склейке бумажные развертки нельзя сильно растягивать. От водорастворимого клея и влажных рук линейные размеры бумажных деталей увеличиваются, и это сказывается на качестве всей сборки.
     Начнем с гарпуна. Возьмите булавку, накрутите на нее бумажную ленту с клеем. Смажьте клеем тыльные стороны деталей самого гарпуна и соедините их так, чтобы получилось трехлепестковое острие. Пока клей не схватился, вставьте вдоль оси острие булавки. Тщательно проверьте результаты работы. Если нужно, исправьте замеченные перекосы.
     В той же последовательности соберите гребной винт. Сборка носового отсека затруднений не вызовет. Аккуратно вырежьте детали корпуса, придайте им изогнутую форму. К указанным на развертках деталям переборок приклейте картонные кружки - они придадут всей конструкции большую прочность. В вершину конического обтекателя на клею установите гарпун. А теперь быстро смажьте клеем клапана остальных деталей и соедините их между собой. Обращаем ваше внимание на необходимость контроля на всех промежуточных этапах сборки.
     В той же последовательности соберите узел кормового отсека с задними рулями.
     Не менее ответственная работа - сборка центрального отсека, состоящего из цилиндрического корпуса и рубки. Убедитесь, что все детали точно подходят друг к другу, и только потом смазывайте клапаны клеем и аккуратно подгоняйте по линиям разметки.
     Окончательная сборка всех узлов в единую конструкцию труда не составит.
     Никакой дополнительной раскраски модель не требует. Нами она выполнена такой, какой реконструировал ее инженер К.Земан. И последнее, что хотим отметить. В нашем морском музее пока не было ни одной субмарины. Тем приятнее открыть новый раздел музея с конструкции времен Жюля Верна.


ЛИСТ 1 - 507436 кб ЛИСТ 2 - 518149 кб

Примечание. Чтобы скопировать листы с деталями на свой компьютер, последовательно щелкните на каждом из приведенных здесь уменьшенных изображений правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню пункт Сохранить объект как. При распечатке самостоятельно отследите одинаковый масштаб для всех листов.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz