Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

ЗАГАДКИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

 

В. Дубинский

Чем богат царь морской


     ...На горизонте показался неизвестный корабль. Когда он подошёл ближе, на его мачте взвился зловещий чёрный флаг. Это были пираты. Они уже спускали шлюпки, готовясь взять торговое судно на абордаж. Но капитан решился на отчаянный шаг - лучше пустить свой корабль на дно, нежели отдать драгоценный груз морским разбойникам!..
     Во многих морских романах не раз нам встречались подобные сцены. Или другие: скажем, корабль с грузом золота и серебра погибал во время шторма и сокровища поглощала морская пучина. И наверняка многие читатели задумывались - сколько же богатств таят морские глубины?! Правда, то романы...
     Но, оказывается, и на самом деле море скрывает огромное число неподнятых кладов. О местонахождении их порою свидетельствуют документы или воспоминания современников. Наиболее богато в этом отношении Средиземное море - ведь многие подводные клады относятся ещё к античности, эпохе Древней Греции и Древнего Рима.
     Одним из самых популярных маршрутов у моряков в период Пунических войн и после их окончания был Рим - Карфаген. Даже перестав быть после падения центром империи, Карфаген играл большую роль в мировой торговле. По античным хроникам, Средиземное море в ту пору пересекали примерно 50 тысяч кораблей в год, снабжая Рим питанием, одеждой, посудой, драгоценностями. Иные терпели крушения - разбивались штормовыми волнами, напарывались на подводные камни и вместе со своим скарбом шли ко дну.
     Средиземное море накапливало всё больше сокровищ. И речь, конечно, идёт не только о золоте и серебре. Ведь для историков не менее ценны античные амфоры, утварь и оружие - важнейшие памятники ушедших эпох. За последние десять лет морские археологи отыскали в его прибрежных водах только рассматриваемого нами района останки тысячи кораблей! А всего их на бывшей трассе Рим - Карфаген, по мнению специалистов, никак не меньше тысяч десяти!
     Между тем древние клады Средиземного моря - лишь малая доля погребённых в водах Мирового океана сокровищ.
     ... Флагман испанской эскадры "Нуестра сеньора де лас Маравильяс" в январе 1656 года возвращался домой с богатой добычей - золотом, серебром, бриллиантами, награбленными у индейских племён. Для большей компактности часть золота была переплавлена в бруски. По оценкам специалистов, ныне эти драгоценности стоили бы миллиард долларов!
     Вблизи Багамских островов есть отмель, очень опасная для кораблей. Вот и вперёдсмотрящий "Нуестры" нежданно-негаданно увидел перед собой белоснежные буруны. Судно резко сбавило ход, но тут его ударил в корму шедший следом корабль. Получив пробоину, "Нуестра" затонула со всеми своими сокровищами. Лишь 50 человек из 650 находящихся на борту спаслись.
     ...В 1683 году неподалёку от Виргинских островов английский военный корабль потопил французское пиратское судно "Ла Тромпез" со слитками золота и серебра, стоимость которых сегодня оценивается в 300 миллионов долларов.
     На океанском дне у берегов штата Техас покоятся 16 испанских галеонов с драгоценностями на 2 миллиарда долларов. Пока обнаружены лишь два судна.
     В 1588 году испанская армада, посланная против Англии, попала в чудовищный шторм и, разбросанная по бушующему морю, затонула. На борту судов были несметные богатства - золото и драгоценности. Местоположение этих кладов сегодня определяется только приблизительно - между северо-западными берегами Шотландии и Ирландией.
     Координаты же американского корабля "Мерида", затонувшего у берегов штата Виргиния в 1911 году после столкновения с другим судном, хорошо известны. Как и то, что он вёз золото, денежный эквивалент которого сегодня оценивается более чем в полмиллиарда долларов. Предпринимались даже попытки извлечь этот клад, однако безуспешно.
     Хранятся на дне морском и сокровища, награбленные немецким военачальником второй мировой войны, генералом Роммелем. Известно, что, когда гружённый ими корабль тонул вблизи острова Корсика в сентябре 1943 года, команда выбросила за борт шесть железных ящиков с драгоценными камнями, металлами, произведениями искусства. Весь же находящийся тогда на борту груз тянет на 133 миллиона долларов.
     В проливе между нынешней Малайзией и Индонезией покоится португальский корабль "Флор де ля Мар". Груз его составляют бриллианты, рубины, китайские и арабские монеты, украшенные драгоценными камнями статуэтки, золото в слитках. Их стоимость оценивается в сумму от одного до более чем десяти миллиардов долларов...
     Сокровища океанских глубин будоражат не одно поколение искателей, сочетающих в себе авантюрность и предприимчивость.
     Хербо Хамфрис один из них. Вот уже десяток лет он со своей командой ищет сокровища в районе Багамской отмели. Хамфрис даже учредил компанию, которую охотно финансируют многие инвесторы, рассчитывая на солидную прибыль. Тут работают инженеры, реставраторы, ныряльщики, специалисты по морской археологии, по материалам корабельных и страховых компаний определяющие места затонувших кладов.

 
 
Как видите, техника у современных кладоискателей самая разная. Такой мини-аппарат, например, служит базой для глубоководных погружений водолазов

     Подводный корабль-разведчик Хамфрис оснастил системой спутниковой связи, акустическим прибором, который "видит" под водой, сложнейшими детекторами.
     Разрабатывая эту "золотую жилу", кладоискатель уже сказочно обогатился.
     Что ж, фортуна иногда улыбается смелым и отчаянным.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz