Предыдущая статья Содержание Адрес редакции Следующая статья

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ

 

 

За что все любят
Джеймса Бонда


    В том, что Бонда любят, - сомневаться трудно: книги создателя агента 007 Иэна Флеминга, которому летом этого года исполнилось бы 90 лет, изданы общим тиражом около 250 млн. экземпляров, переведены на 30 с лишним языков. (Кстати, в этом приняли участие и мы, опубликовав несколько лет тому назад на страницах "ЮТ" главы из романа Флеминга "Казино Руайяль".) Кинокартины же о Джеймсе Бонде посмотрели свыше 3,5 млрд. человек - большая часть жителей планеты. Причем некоторые по многу раз крутят один и тот же, особо понравившийся фильм, записанный на видеокассету.
     Такого читательского и зрительского внимания не удостоены ни принц датский Гамлет, ни князь Болконский с Наташей Ростовой, ни даже маленький смешной усатый человечек, созданный гением Чарли Чаплина. За что же так любят Джеймса Бонда? Ведь детективов - море, а агент 007 - один. Попытаемся разобраться.
     Прежде всего, наверное, потому, что Джеймсу Бонду присуще чувство юмора, которого так не хватало многим детективным персонажам других авторов. Так, во всяком случае, рассудил бывший журналист, банковский клерк и разведчик Иэн Флеминг, когда решил взяться за перо. Затея удалась: написанный роман стал бестселлером. Иэн Флеминг - знаменитостью, а созданный им герой пережил своего создателя.
     Однако одного юмора для полноценного успеха маловато. Агент 007 импозантен, что особенно видно на киноэкране.
     Долгое время "Бондом № 1" считался обаятельный актер Шон Коннери, сумевший найти ту тонкую грань, которая отделяет комедию от фарса. Участие в фильмах по произведениям Флеминга принесло как самому актеру, так и его герою всемирную известность.
     Сменившие Шона Коннери в последующих фильмах Джордж Лазенби, Роджер Мур, Тимоти Далтон оказались меньше как ростом (от 187,5 см до 182,4 см, при том, что рост Коннери 190 см), так и масштабом дарования. Будем надеяться, что очередной исполнитель этой роли Пит Броснан окажется на высоте не только потому, что его рост 186 см. (Кстати, сам Флеминг полагал, что Бонду для его подвигов вполне достаточно роста 183 см при весе 76 кг). И не потому, что артист, как и сам Бонд, пользуется интересом представительниц слабого пола и весьма это ценит. Главное увлечение Джеймса Бонда - все-таки не слабость к женщинам.
     В каждом романе, если помните, прежде чем отправиться на задание, агент 007 заходит в мастерскую, где его знакомят с очередными техническими шедеврами, с помощью которых он должен будет одержать очередную победу над злом.
     Литератор не ограничивал свою фантазию и можно сказать, как это ни парадоксально звучит, подтолкнул развитие техники.
     Уже в первом фильме "Доктор Ню", наряду с актерами, в съемках фильма участвовала абсолютно настоящая бронированная машина, оснащенная огнеметом. А самой знаменитой автомашиной в мире стал, пожалуй, "Aston Martin DB5", который фигурировал в фильмах "Голдфингер" и "Шаровая молния". Показанная неоднократно на выставках, она затем была продана на аукционе в 80-е годы за 275 тыс. фунтов частному коллекционеру. А нынешняя ее стоимость - более 1 млн. долларов. И дело здесь не только в коллекционной ценности, но и в том уникальном наборе оборудования, которое на ней установлено. Там есть и пулеметы, и возможность постановки дымовой завесы, и даже катапультируемое сиденье.
     В следующих сериях Джеймс Бонд раскатывал уже на "Lotus Esprit" - автомобиле, который одновременно представлял собой и мини-субмарину, способную торпедировать под водой возможного противника. Это чудо техники можно увидеть в фильмах: "Шпион, который меня любил" и "Только для ваших глаз".

     Очередной "Aston Martin Volante" был оборудован ракетной установкой, реактивным двигателем, лазером, лыжами и системой самоуничтожения.
     Потом Джеймс Бонд пересел на "BMW". Говорят, что известный концерн выложил немало денег создателям очередной серии, чтобы добиться такой чести. Так в фильме "Завтра никогда не умрет" появилась машина, которой можно управлять дистанционно: только свистни - и она, словно сказочный Сивка-Бурка, сама прибежит, имея на борту ракетную установку, а на носу - пилу...
     Кроме того, Джеймс Бонд летал на индивидуальной ракете, стартуя прямо с борта подводной лодки, самолетах и вертолетах всевозможных типов, неоднократно прыгал с парашютом, нырял с аквалангом, а также лазал по горам и пещерам, словно заправский альпинист и спелеолог, используя самое разнообразное спецснаряжение.
     В общем, в фильмах о Джеймсе Бонде столько всяких технических новинок, что, говорят, в свое время КГБ СССР специально направлял своих экспертов за границу, чтобы они посмотрели тот или иной фильм (в нашей стране кинокартины о Джеймсе Бонде не показывали хотя бы потому, что в одной из серий он перевербовывает советскую шифровальщицу). После просмотров эксперт писал подробнейший отчет, отмечая, какие из показанных изобретений могут быть использованы в арсенале спецслужб. Так с легкой руки Джеймса Бонда с экрана в действительность перекочевали ракетный ранец, сверхлегкий самолет-дельтаплан, мини-подлодка, способ распознавания личности по сетчатке глаза... А ракетной установкой-гранатометом был на всякий случай оборудован даже автомобиль генсека Л.И.Брежнева.
     Вот только с аквалангом, который помещается в обычной авторучке, у специалистов ничего не вышло. Слишком уж мал объем ручки. В фильме между тем говорится, что агент сможет дышать под водой не менее 5 минут. Но если провести хронометраж самой кинокартины, то Джеймс Бонд лихо расправляется со своими противниками, зажав "авторучку" в зубах, целых 20 минут.
     Впрочем, не надо думать, что писатель не оглядывался на действительность. Он был профессионалом своего дела, и многие детали его повествования могут рассказать посвященному человеку куда больше, чем дилетанту.
     Взять хотя бы само имя главного героя. Почему его зовут именно Джеймс Бонд, а не, скажем, Джон Смит? Оказывается, с этим связана особая история, которую рассказал недавно один из соратников Иена Флеминга по службе в морской разведке Кристофер Клейтон. Как он утверждает, в конце войны британскими секретными службами была разработана операция по похищению... Мартина Бормана! Из соображений секретности названа она была инициалами "J.B.". Правда, кое-что напоминает? Особенно если учесть, что среди прочих операций участвовал и Иэн Флеминг.
     Для чего было красть "наци № 2"? Оказывается, Борман знал все ключи к секретным вкладам гитлеровцев в швейцарских банках. Он же заведовал личной бухгалтерией Гитлера. Потому в конце войны, согласно версии Клейтона, Уинстон Черчилль решил, что единственным способом выявить, где спрятаны деньги нацистов, является похищение Бормана. За несколько часов до взятия рейхстага в обстановке неразберихи и паники британские разведчики выкрали его и доставили в Англию, где ему было предложено либо предстать перед Нюрнбергским трибуналом, либо выдать тайны кладов гитлеровского рейха, сохранив свою жизнь.
     Борман якобы предпочел сообщить номера счетов и расположение тайников с золотом. Награбленное было возвращено уцелевшим после войны законным владельцам.
     Сам же Борман, согласно этой версии, долгое время жил в графстве Хемпшир. Однако Англия - страна маленькая, и был велик риск, что одного из главарей "третьего рейха" кто-нибудь опознает. Поэтому в 1956 году Бормана переправили в Аргентину. Но там его едва не разоблачили. Пришлось ему перебираться в Парагвай, где он благополучно прожил до 1959 года.
     Звучит все это довольно правдоподобно, если не учитывать того факта, что останки Мартина Бормана были обнаружены в 1972 году под Берлином, идентифицированы по костям скелета и зубам, а совсем недавно - еще и по генетическому анализу ДНК.
     Однако Клейтон учитывает в своей версии и этот факт. Он пишет, что это была очень удобная для спецслужб находка. Через несколько лет после похорон останки Бормана эксгумировали и перевезли в Берлин, где вскоре у какого-то историка, имевшего, по словам Клейтона, связи с ЦРУ, возникла догадка, что Борман в свое время был похоронен здесь же, в немецкой столице. А погиб он, дескать, в конце войны.
     Кстати, о смерти. Она в романах Флеминга тоже является предметом насмешки. Один из романов, а соответственно и фильмов, начинается с... похорон Бонда. Завернув в парусину, его по морской традиции бросают в море. Однако на дне "покойник" оживает, освобождается от савана и вскоре стучится в борт подводной лодки, которая и доставляет его в Юго-Восточную Азию. А пока противники Бонда пребывают в благодушии по поводу того, что их враг почил в бозе, он успевает многое натворить...
     Такой "фокус" - ожить после кончины - оказался по плечу не только литературному герою, но и писателю. Во всяком случае, после смерти Флеминга в 1959 году во многих странах Запада продолжали выходить романы об агенте 007. И лишь тщательные исследования показывали, что все они написаны его подражателями. Некий Джо Гарднер, например, написал 14 романов - на один больше, чем сам родоначальник "бондианы". Но их, к огорчению автора, приписывают обычно самому Флемингу.
     Ныне нашелся еще один американец, который решил продлить жизнь Бонду. Зовут его Реймонд Бенсон. По профессии он программист, а в свободное время занимается жизнеописаниями Дж.Бонда. Первый роман Бенсона будет опубликован в следующем году. Сюжет его будет разворачиваться вокруг проблем передачи Гонконга под власть Китая.
     Честолюбивый литератор надеется, что уж ему-то удастся разделить славу Флеминга и Бонда, внести свою лепту в мировую литературу. Для этого, кроме всего прочего, он собирается изрядно препарировать и характер самого героя. По его мнению, агент 007 XXI века должен быть не романтическим щеголем, любителем всяких мелочей (тут, видно, Бенсон намекает на нескончаемый флирт Джеймса с секретарем начальника секретной службы Mi-6, мисс Манипенни, фамилию которой можно перевести как "много мелочи"), а жестким, холодным профессионалом, для которого на первом месте стоит дело, а уж потом все остальное.
     Однако, слушая такие рассуждения, невольно задаешься вопросом: "А понравится ли нам такой Бонд?" Если нет, то его ждет бесславная кончина. Хотя, наверное, читатели просто вернутся к привычному кумиру 60-х годов, не желая видеть в нем перемен. Ведь не пытается же никто модернизировать Санта-Клауса. А Бонд уже стал в один ряд со сказочными персонажами.

Публикацию по иностранным источникам
подготовил С. Зигуненко


Мы с вами где-то встречались?
или Двойное "я" литератора

     Иэн Флеминг родился в 1908 году в семье конторского служащего. Отец его вскоре погиб на фронте первой мировой войны, оставив вдову с двумя сыновьями. Впрочем, кое-какие деньги в семье остались, так что старший брат Питер и младший - Иэн смогли получить вполне традиционное для английских джентльменов образование. Сначала они учились в частной школе, знаменитом Итоне, затем поступили в не менее знаменитый Кембридж.
     Старший брат довольно скоро определился с выбором профессии и стал литератором и путешественником. Его перу принадлежат многочисленные географические сборники и путеводители. А вот младший довольно долго не мог найти свое место в жизни. После Кембриджа он некоторое время проучился в университетах Франции и Германии. Потом работал репортером в известной газете "Санди таймс". После этого был брокером на фондовой бирже, банковским служащим в Сити.
     Неизвестно, сколько бы еще продолжались эти метания, но тут грянула вторая мировая война. Иэн Флеминг был призван на флот, где и попал в поле зрения военно-морской разведки. Поначалу ему давали разовые задания, а после того, как выяснилось, что бывший репортер и клерк неплохо с ними справляется, он стал штатным сотрудником разведки.
     Так что совершенно не случайно в одном из кинофильмов Джеймс Бонд появляется у себя в "конторе" в форме морского офицера. Ведь он был в некотором роде вторым "я" своего создателя. Привычки Бонда - это в значительной степени привычки самого Флеминга, а знания Бонда - знания его создателя. Наконец, не исключено, что и в приключениях суперагента нашли отражения приключения самого Флеминга.


Предыдущая статья Содержание В начало статьи Адрес редакции Следующая статья

Hosted by uCoz