Содержание Адрес редакции

ЕСТЬ ТАКОЕ В СВЕТЕ ЧУДО...

С. Демкин

А может, и вправду
мы говорим на одном языке?


     "Мы одной крови, ты и я". Так обычно обращался к обитателям джунглей маленький Маугли, герой сказки Редьярда Киплинга. И все представители животного мира, даже змеи, понимали мальчика, выросшего среди волков. Литературные критики полагают, что сюжет "Книги джунглей" навеян Киплингу, с одной стороны, рассказами об индийских йогах, способных отдавать мысленные команды животным. А с другой -- библейской легендой, утверждающей, что до своего грехопадения и изгнания из рая Адам жил в гармонии с тварями Божьими единым сообществом, члены которого говорили на одном языке. Кстати, любопытно, что универсальный общий язык фигурирует в фольклоре практически всех народов мира.

     А что, если и в самом деле между людьми и животными существует общение. Правда, не с помощью слов, а посредством... телепатии. Такое предположение, несмотря на всю фантастичность, подтверждается многими фактами.
     В Африке издавна известно такое загадочное явление, как побратимство человека и какого-либо зверя или животного. Вот что рассказывает об этом Бика Акиа, профессор университета в камерунской столице Дуалу:
     -- Европейцы различают в человеке тело и душу, или, иными словами, материальное начало и мысль. Африканцы же считают, что человек состоит из четыр х элементов. Три из них присущи всем -- тело, сердце и дыхание. Четв ртый элемент -- привилегия "риянгомбе", то есть посвящ нных: колдунов и людей-зверей. Называется этот элемент "у". Это некая таинственная сила, дающаяся человеку от рождения. Именно она позволяет ему общаться с дикими животными.
     Сами посвящ нные верят в то, что могут вступать с животными в кровное родство. Человек, чувствующий в себе силу "у", выбирает себе какое-нибудь животное, неважно, зверя, птицу или пресмыкающееся, с которым хочет породниться. С помощью других посвящ нных отлавливает его. Потом делает ножом порез на теле животного и себе на руке и прикладывает ранку к ранке, чтобы их кровь смешалась. Отныне между ними заключается союз, который никто и ничто не в силах разрушить. Животное отпускают. Впредь оно будет по-прежнему безжалостно ко всем, кроме своего кровника. Стоит тому позвать, и дикий побратим тотчас прибежит, прилетит, приполз т и будет всячески помогать ему. Африканцы уверены, что, если побратима убить, умр т и сам человек.
     Однажды мне довелось остановиться в хижине одного риянгомбе. Я уже начал дремать в гамаке, когда за тонкой стенкой послышался шелест травы. Я приподнял голову и увидел, как в дверь вползает огромная ч рная змея мамба, чей укус смертелен. Я схватил стоявшее у изголовья ружь , прицелился.  Змея, очевидно, потревоженная моим резким движением, поднялась на хвосте, готовясь к атаке. В этот момент в хижину вбежал риянгомбе и схватил мамбу в объятия. Он прижал е к груди, лаская, как реб нка, а затем вместе с ней выскочил из хижины. Позже этот посвящ нный объяснил мне, что змея -- его побратим.
     Не менее интересное описание побратимства дал французский этнограф Мишель Дюбуа, познакомившийся с людьми-крокодилами. Первое, что отметил для себя этнограф, когда добрался до Пого, деревни, где жили братья рептилий, это необычную для тропической Африки местность. Холмистая, поросшая редкими кустами и деревьями, она была вся изрыта, как оспинами, множеством прудов. Встретил этнографа главный человек-крокодил. "Пакунда, секретарь по крокодилам", -- важно представился босоногий негр маленького роста, сносно говоривший по-французски.
     Он рассказал, что в Пого находится "школа-интернат" для отмеченных печатью "у" мальчиков, решивших избрать себе в побратимы крокодилов. Такое родство далеко не простое дело, поэтому без уч бы не обойтись. Относительно учебной программы Пакунда не сказал ни слова, только намекнул, что к этой тайне допускаются лишь посвящ нные. После вступительной беседы "секретарь по крокодилам" взялся продемонстрировать приезжему, какие добрые отношения существуют у них с побратимами.
     В сопровождении ватаги мальчишек они отправились на берег ближайшего озера. В неподвижной воде не было даже нам ка на живое. Зато на песке Дюбуа безошибочно узнал следы длинных крокодильих тел и когтистых лап. По знаку Пакунды его ученики зашли в воду и разом тоненько засвистели. Прошло минут двадцать, крокодилы не появлялись.
     -- Они спят, -- сделал вывод Пакунда. -- Прид тся мне самому их разбудить.
     Он быстро разделся и бросился в воду. Дюбуа показалось, что его не было целую вечность. Наконец метрах в десяти от берега вынырнула ч рная голова.
     -- Сейчас будут, -- объявил "секретарь".
     Вода едва успела успокоиться, как на е глади в самом центре появился некий предмет, похожий на бревно. За ним всплыли ещ несколько бр вен поменьше. Крокодилы, а это были они, пробудились ото сна.
     Первым на берег вылезло тр хметровое чудовище. Широко раскрыв пасть, усаженную страшными зубами, и неуклюже ковыляя на коротких лапах, крокодил подошел к Пакунде и улегся у его ног, словно домашняя собачонка. На задранной кверху морде явственно читался вопрос: зачем звали?
     -- Его зовут Авампанго. Он -- мой брат, -- объяснил африканец.
     Потом нагнулся над крокодилом и стал что-то наш птывать ему.  Он нежно гладил вытянутую морду, не боясь зубастой пасти, которая могла в любой момент отхватить ему руку. Но крокодил не проявлял ни малейшего желания сделать это, а лишь умиротвор нно вздыхал у ног Пакунды. На глазах изумл нного Дюбуа происходил диалог -- немой, невнятный, но вс -таки диалог. И хотя невозможно было поверить в способность человека общаться с крокодилом, эти двое явно общались!
     Скептики, правда, могут возразить, что Африка далеко, мало ли какие "чудеса" демонстрировали гри-гри или джу-джу, тамошние колдуны, поднаторевшие на всевозможных трюках, заезжим европейцам. Ведь по мнению зоологов, дрессировать змей и крокодилов, не говоря уже о мысленном общении с ними, невозможно, поскольку ни ласка, ни страх на них не действуют. Но есть удивительные свидетели и другого рода.
     Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров многократно наблюдал у животных -- собак, львов, медведей и других зверей -- способность воспринимать мысли человека, прич м даже на значительном расстоянии, и повиноваться его приказам.
     Весьма показательны в этом плане опыты над собакой Пикки, поставленные в 1919 году и описанные академиком В.М.Бехтеревым. Опыты проводились в квартире Бехтерева, в незнакомой для собаки обстановке. Это исключало вероятность повторения каких-либо привычных действий. Присутствовавшие при эксперименте врачи, сотрудники академика Бехтерева, были поражены результатами.
     "Опыт, -- писал Бехтерев, -- заключался в следующем: собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в е глаза, некоторое время обхватывает е мордочку ладонями. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки оста тся неподвижным, но, будучи освобожд н, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара его лапы по правой стороне клавиатуры разда тся трезвон нескольких дискантных нот.
     В следующем опыте собака должна была, после известной процедуры внушения, вскочить на один из стульев, стоявших у стены комнаты, а затем, поднявшись на стоящий рядом круглый столик, поцарапать лапой большой портрет, висевший на стене над столиком. Казалось бы, что это сложное действие собаке не так легко выполнить. Но Пикки превзош л все наши ожидания.  После обычной процедуры, когда Дуров сосредоточенно смотрел в глаза собаке в течение нескольких секунд, Пикки спрыгнул со своего стула, подбежал к стулу, стоявшему у стены, затем с такой же быстротой вскочил на круглый столик, и, поднявшись на задние лапы, достал правой передней портрет и стал царапать его когтями.
     Если принять во внимание, что оба эти опыта были осуществлены по заданию, известному только мне и Дурову, и что я был вс время рядом с Дуровым и неотступно следил как за ним, так и за собакой, то нельзя было сомневаться в способности собаки проделывать какие угодно сложные действия.
     Чтобы иметь полную уверенность, я решил сам проделать аналогичный опыт, не говоря никому о том, что я задумаю. Задание же мо состояло в том, чтобы собака вскочила на стоящий неподал ку круглый стул и осталась на н м сидеть. Сосредоточившись на форме круглого стула, я некоторое время смотрел собаке в глаза, после чего она стремглав бросается от меня и начинает бегать вокруг стола. Опыт не удался, и я понял почему: я сосредоточился исключительно на форме круглого стула, упустив из вида, что мо сосредоточение должно начинаться движением собаки к круглому стулу и затем вскакиванием на него. Ввиду этого я решил повторить опыт, не говоря никому о своей ошибке и поправив себя в вышеуказанном смысле. Я снова усаживаю собаку на стул, обхватываю е мордочку ладонями, начинаю думать о том, что она должна подбежать к круглому стулу и, вскочив на него, сесть. Затем отпускаю собаку и не успеваю оглянуться, как она уже сидит на круглом стуле. Пикки разгадал мой "приказ" без малейшего затруднения..."
     "К провед нным опытам я не делаю никаких особых пояснений, -- продолжил академик Бехтерев. -- Сами по себе эти опыты настолько поразительны, что заслуживают внимания безотносительно к тем или иным комментариям. Условия, в которых проводились опыты, исключают всякое допущение о том, что животное при внушении пользуется какими-либо не замеченными экспериментаторами знаками. Опыты не только рассеяли всякие сомнения на этот сч т, но дают основание для допущения возможности мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-то вида лучистой энергии".
     Итак, можно с полным основанием считать, что сказка Киплинга о Маугли, библейские притчи об Адаме, Христе и святых, которым повиновались дикие звери, наконец, сообщения об африканских риянгомбе и послушных им животных-побратимах вовсе не вымысел и не искреннее заблуждение обманутых людей. За всеми этими, на первый взгляд, фантастическими феноменами, возможно, лежат реальные факты. Ведь выполнение собакой мысленных приказов Дурова и Бехтерева в принципе ничем не отличается от подчинения крокодила своему побратиму Пакунде. Обращает на себя внимание одна характерная деталь. Дуров и Бехтерев смотрели в глаза собаке, мысленно давая ей задание. И "секретарь по крокодилам" тоже наклонялся над мордой аллигатора и, следовательно, не мог не встретиться с ним взглядом...
     Так что, если у вас дома есть собака или кошка, вы и сами можете поэкспериментировать с ними. Кто знает, может, и вы откроете нечто любопытное.


Содержание В начало статьи Адрес редакции

Hosted by uCoz